Преподаватели «Вагановки» во время дебюта первоклассников советуют им заниматься не только ногами, но и головой (фото)

01.10.2014 09:50 910
Преподаватели «Вагановки» во время дебюта первоклассников советуют им заниматься не только ногами, но и головой

Санкт-Петербург, 1 октября. «Отдаю театр в ваше распоряжение», – сказал Михаил Пиотровский, после чего юные артисты вышли на роскошную сцену под звуки полонеза. «Второй раз выйти на сцену будет уже не так просто», – предупредила их в поздравительном слове художественный руководитель Жанна Аюпова.

Сегодняшнее представление в Эрмитажном театре – первый выход новых учеников Николая Цискаридзе на большую сцену. Родители снимают каждое их движение на всевозможные гаджеты, так что будущим звездам балета (а мы надеемся, такие среди звучавших сегодня со сцены имен присутствуют) не удастся забыть, как страшно было подавать девочке руку, проходить по центру сцены к зрителям, слышать музыку и вспоминать нужные па.

В качестве напоминания о том, что в балетной среде всегда есть жесткая конкуренция, Николай Цискаридзе немного меняет традицию и выпускает на традиционный «Норвежский танец» не одну пару самых талантливых первоклашек, а сразу две: «Чтобы знали, что всегда есть первый состав и другой состав». Жанна Аюпова желает им усердия в учебе и старания в заучивании даже самых мелких движений, из которых потом и сложится танец. После торжественного и волнительного вручения ученических билетов, за которыми дети буквально выпархивают со своих мест на сцене, для первоклассников начинается концерт. Студенты Академии – от первых классов до выпускников – показывают искусство, к которому удалось прикоснуться в Академии Русского балета, демонстрируют, чему можно научиться, чем стоит вдохновиться и ради чего все эти годы тяжелой работы, строгих ограничений, жестокого распорядка и напряженного труда. Если впечатлительных девочек и так легко поразить красивыми костюмами и грациозными движениями старших по классам, то мальчики восхищенно выдыхают после фееричного «Гопака» выпускника Академии Никиты Ксенофонтова, толкают друг друга в бок и, не отрываясь, смотрят на сцену.

«Для детей это большой аванс, а для взрослых очередная проверка – чему дети научились к выпускному классу», – говорит Николай Цискаридзе о выступлении в Эрмитажном театре. – К сожалению, не так много времени, и мы им подчеркиваем, что надо затянуть пояса и работать как много больше. Потому что скоро в театр, и там гораздо труднее, там каждый сам за себя, и жизнь гораздо жестче. Никто не будет ждать, пока ты выучишь урок».

Говорит Николай Цискаридзе и о своей преподавательской деятельности. «То, чем я занимаюсь – сохранение той системы, которая создана не за один год и не за одно десятилетие, – рассказывает он. – Это придумывали очень талантливые, разносторонне образованные люди. Для меня очень важна была дисциплина, которая полностью была утрачена в Академии. Эту дисциплину я стал вводить с первых дней. И самое главное, что творческое образование должно соответствовать общеобразовательному. К сожалению, большая неуспеваемость у нас по гуманитарным предметам, что меня сильно расстраивает, потому что, как правило, мы видим интервью звезд балета и понимаем, что человек не то что читать, а говорить не может. Во многом дети жалуются на мою строгость, на то, как я принимаю экзамены, заставляю их читать книги, пересдавать. Но я не вижу по-другому артиста балета. Этот миф о том, что у нас только ноги работают, он губителен. Надо заниматься головой».

Отвечая на вопрос НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ о том, какие качества придется развивать новым ученикам, Николай Цискаридзе ответил, не приукрашивая действительность, со свойственной ему прямотой: «Те, кто становятся большими звездами – это очень терпеливые люди, очень выносливые, волевые. И, как правило, очень закрытые. Даже те, кто все время на виду. Это очень закрытый мир, ты все время должен бороться не только с внешними вещами, но и с внутренними страхами, комплексами. Никогда не надо забывать, что артисты балета, цирка все время рискуют здоровьем, когда выступают. У нас нет второго дубля, мы все делаем с первого раза. Это сложная нервная организация. Мы не в драме, где можно сделать паузу, долго вспоминать текст или ждать, пока нам подскажут. Мы все должны сделать сразу. Потому это профессия с особой, повышенной ответственностью, и это, конечно, осложняет жизнь».

Первоклассникам Академии Русского балета предстоит восемь лет обучения балетному искусству, а при желании – продолжение познания мастерства в стенах альма-матер, а для кого-то, хочется верить, выход на мировую сцену. Пусть имена, которые произносили сегодня при вручении ученических билетов и объявлении номеров, прозвучат еще много раз, на сценах разных стран мира.

Текст: Евгения Авраменко

Фото: Виктор Сухоруков / НЕВСКИЕ НОВОСТИ

Читайте по теме:

Николай Цискаридзе перед дебютом первоклассников «Вагановки»: Из всех ребят затанцуют два-три человека, а вообще – один

На репетициях в Академии Вагановой Цискаридзе учит мальчиков-первоклашек быть джентльменами (фото)

Новости партнеров: