В новом музее ОЖД в депо Балтийского вокзала появятся поезда разных эпох с воссозданными интерьерами

06.10.2014 12:26 484
В новом музее ОЖД в депо Балтийского вокзала появятся поезда разных эпох с воссозданными интерьерами

Санкт-Петербург, 6 октября. В конце сентября за Балтийским вокзалом началось строительство нового здания музея Октябрьской железной дороги. О том, каковы преимущества будущего музея перед своим предшественником, корреспонденту НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ рассказали главный проектировщик музея Никита Явейн и начальник службы корпоративных коммуникаций ОЖД Светлана Минина. Новый музей, по их словам, станет поистине уникальным комплексом, более доступным и интерактивным.

Существующий музей ОЖД был открыт в 1978 году. Бывалые сотрудники этого учреждения рассказывают, что открытию предшествовали несколько лет кропотливого труда специально созданной для этой цели рабочей группы. В настоящее время музей имеет пять филиалов и площадку для натурной техники за зданием Варшавского вокзала. По словам начальника службы корпоративных коммуникаций ОЖД Светланы Мининой, со временем возникла необходимость объединения исторической экспозиции и площадки натурной техники в едином комплексе и сохранении экспонатов в крытых помещениях.

В ОЖД отмечают, что увеличение площади музея поспособствует изменению его концепции в сторону расширения тематики и увеличения интерактивности.

«Теперь он будет представлять не только историю Октябрьской железной дороги, но и историю, экономику и развитие российских железных дорог в целом. В новом музее планируется широкое применение современных технологий, средств мультимедиа, обустройство интерактивных экспозиций и игровых зон. Все созданное будет соответствовать уровню лучших научно-технических музеев мира», – отмечает Минина.

Немаловажным фактором является месторасположение нового строящегося комплекса. Как известно, он будет расположен в очень удобном месте нашего города: в центре, в пяти минутах ходьбы от станции метро «Балтийская». Экспозиция разместится в старом историческом здании депо Балтийской железной дороги, а рядом будет построено новое здание. На территории комплекса предусмотрена автостоянка. Все это улучшит доступность музея для жителей и гостей Санкт-Петербурга и, конечно, увеличит его посещаемость.

Новый музей можно назвать действительно уникальным, уверяет главный разработчик проекта Никита Явейн.

«В принципе идея новая, – рассказывает Явейн. – Однако в бывших депо довольно часто располагают музеи железнодорожного транспорта. В этом плане это идея не нова, поскольку почти все музеи железнодорожного транспорта созданы на основе депо. Но чисто архитектурное представление достаточно новое, и я лично не знаю аналогов в мировой практике. Уникальность заключается в двухъярусном показе материала. В музее будет верхний и нижний обзор. Их сопоставление является абсолютно уникальным в мировой практике».

По словам Явейна, переезд однозначно пойдет музею на пользу, поскольку новое здание открывает ряд преимуществ для существующей экспозиции и делает ее более интересной для посетителей.

«Заметьте, в новом музее 80% экспонатов будут размещены под крышей. И естественно повышается интерактивность. Будет паровоз в разрезе, различные игровые и обучающие системы», – заявил проектировщик.

«К открытию музей дополнится новыми экспонатами, которые обязательно заинтересуют посетителей разных возвратов и интересов, – рассказывает Минина. – В частности, в музее будет выставлен реставрируемый в настоящее время и до этого не представленный в экспозиции подвижной состав разных эпох с воссозданными интерьерами».

Среди прочих, в ОЖД выделяют единственный сохранившийся вагон-ледник, вагон, работавший в составе экспресса «Красная Стрела», и багажный трехосный вагон Варшавской железной дороги.

Также нельзя не заметить других особенностей нового музея: во-первых, экспозиция будет размещена в реконструированном историческом депо Балтийской (Петергофской) железной дороги 1858 года постройки и во вновь отстроенном просторном здании, в которых будет отражен весь богатый и сложный исторический путь железной дорог России. Во-вторых, в новом здании предусмотрены помещения для размещения временных выставок, лекций, презентаций и проведения различного рода мероприятий. В-третьих, предусмотрена возможность посещения музея маломобильными группами населения, разновозрастными и специализированными группами. Помимо этого, проектом предусмотрены лекционный зал, детская зона, кафе, мультимедийные программы для самостоятельного осмотра музейных экспозиций и многочисленные тематические разделы для широкого круга посетителей.

Кроме того, выставка будет расширена макетами подвижного состава и железнодорожных зданий, иллюстрирующими эволюцию паровозостроения в мире. В первую очередь это будут макеты старинных паровоз, таких как паровоз Тревитика, паравозы Стефенсона, «Механический путешественник» Брунтона, первые русские машины: паровозы Черепановых и «Пермяка». Экспозицию также дополнят уменьшенные копии Витебского и Павловского вокзалов, станций Тверь, Новый Петергоф, мостов и прочей железнодорожной инфраструктуры;

Ко всему прочему, экспозицию дополнят предметами, поступившими за период с 2010 года, которые проиллюстрируют работу служащих железной дороги и дорожный быт пассажиров.

Стоит также добавить, что на территорию комплекса планируется перенести сохранившееся историческое здание станции Мариенбург Балтийской железной дороги 1880 года постройки и восстановить в нем интерьеры тех времен.

Основным подрядчиком на возведении Музея ОЖД стала строительная компания «ЛенСпецСМУ». В настоящее время процесс проектирования уже завершился, начались работы по реконструкции здания старого депо и подготовка площадки под строительство нового здания. Окончание строительства и открытие нового музея намечено на IV квартал 2016 года.

«После завершения строительства практически весь исторический подвижной состав будет перенесен под крышу. Таким образом, сохранится уникальная, лучшая в Европе и одна из лучших в мире коллекция железнодорожной техники», – отмечает Светлана Минина.

Текст: Андрей Захарчук

Фото предоставлено архитектурным бюро «Студия 44»

Новости партнеров: