Движение в сторону глобального файервола: владельцев сайтов обяжут публиковать свое имя и контакты

13.10.2014 10:12 395
Владельцев сайтов обяжут публиковать на принадлежащих им ресурсах свое имя и контактную информацию. Соответствующие поправки к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» недавно были внесены правительством России в Госдуму. По мнению директора одной из петербургских хостинговых компаний, с которым пообщался корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ, это шаг в сторону глобального российского файрвола.

Санкт-Петербург, 13 октября. Владельцев сайтов обяжут публиковать на принадлежащих им ресурсах свое имя и контактную информацию. Соответствующие поправки к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» недавно были внесены правительством России в Госдуму. По мнению директора одной из петербургских хостинговых компаний, с которым пообщался корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ, это «шаг в сторону реализации глобального российского файервола».

В соответствии с поправками, «владелец сайта в сети интернет обязан разместить на принадлежащем ему сайте информацию о своем наименовании, месте нахождения и адресе, адрес электронной почты». Поправки призваны расширить действие уже используемого антипиратского закона и облегчить жизнь правообладателям, заметившим свой контент на чужом сайте, пишут федеральные СМИ. Примечательно, что новые нормы не ограничены только российскими доменами и сайтами, размещенными на российских серверах.

Правообладатель сможет в случае обнаружения контрафактного видео на сайте направить в адрес администрации обращение с требованием закрыть доступ к соответствующим страницам. Удалить контент нужно будет в течение 24 часов. В случае отказа сайт после проверки блокирует Роскомнадзор. Сайты, чьи владельцы будут повторно замечены в публикации контрафактного материала, будут блокироваться операторами связи по всей стране, причем, в соответствии с поправками, «снятие ограничения доступа к этому сайту в сети интернет не допускается». Подразумевается, что публикация информации о собственнике сайта и его контактов поможет решать споры правообладателей с сайтами в досудебном порядке.

Как рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ генеральный директор хостингового агентства «Докер» Глеб Щавлев, вносимые изменения – шаг на пути создания глобального отечественного файервола, подобного китайскому. При этом, претензий к конкретно этим вводимым законодателями поправкам у специалиста нет. «Я думаю, в принципе, это подготовка к нашему большому файерволу типа китайского. Прорабатываются юридические моменты. Но вообще я только за, – говорит Глеб Щавлев. – Я вообще против приватности как таковой в интернете – ведешь бизнес, опубликуй, кто ты есть».

Непосредственно о необходимости вводить обязательную публичную авторизацию собеседник агентства говорит с некоторым недоумением. По его словам, сейчас и так всю необходимую информацию получить очень просто. «При регистрации домена ты в любом случае предоставляешь все данные государству, и регистратор их знает. Когда ты, например, хочешь попасть в «Яндекс-директ», ты должен писать свой ОГРМ. Нет ОГРМ, и никто не даст тебе рекламировать. Все взяли и написали», – говорит Щавлев.

Никаких проблем с авторизацией директор «Докера» тоже не видит: домены будут регистрироваться на юрлица, и контакты этого юрлица будут публиковаться. Это абсолютно нормальная практика.

«Я, честно говоря, не знаю, зачем они это делают, потому что я-то как хостер регулярно получаю письма из милиции, например, из цикла – раскройте данные о таких-то людях и так далее. Мы как хостеры получаем кучу писем от правообладателей, по паре штук в день, на тему того, что на каких-то сайтах неправильный контент, удалите его. Пожалуйста – мы удаляем», – говорит специалист.

В данном случае может сыграть то, что поправки не конкретизируют адрес размещения сайта только зоной .ru и хостингами на территории нашего государства. Сейчас, по словам Щавлева, «если домен зарегистрирован в зоне.com и находится на хостинге где-то в штатах, то вообще ничего с ним сделать нельзя. Они там что хочешь могут публиковать».

Был даже приведен пример, в соответствии с которым законодательная инициатива выглядит вполне уместной: «Есть такие сервисы, типа «Злой работник», где пишут плохие якобы отзывы от якобы работников, а потом тебе пишут – дай денег, и мы их уберем. Люди размещают около сотни отзывов и просят по сто тысяч, чтобы их убирать». По словам Щавлева, в милиции, куда его знакомый предприниматель обратился с жалобами именно по этому поводу, только развели руками: а что мы можем сделать, если сайт юридически в штатах.

Пока законом не предусмотрено, где и по какому принципу должны быть размещены данные о собственнике сайта, и в каком именно объеме. Также пока не регламентируется форма обратной связи. Так или иначе, закон планирут принять до конца года. 

Текст: Юлия Медведева
Фото: Евгения Нечаева/ Федеральное агентство новостей

Новости партнеров: