Тест-велопрокат по Петербургу в честь закрытия сезона: проверка на современность

15.10.2014 03:02 801
Корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ решил лично воспользоваться велопрокатом, начиная регистрацией и заканчивая возвратом на велостоянку. За эти несколько часов он смог не только произвести тест-драйв городских двухколесников, но и на собственном опыте убедиться: нововведение в Петербурге прижилось и функционирует нормально, хотя и требует доработки.

Санкт-Петербург, 15 октября. Сезон в Петербурге уже закрыли даже владельцы мотоциклов, но велосипедистам все нипочем: станции городского велопроката еще пользуются спросом, несмотря на дожди и наступающие холода. Напомним, в июле этого года Петербург добавил еще один европейский штрих в свой портрет: в городе на Неве появился городской сервис велопроката. Корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ решил лично воспользоваться велопрокатом, начиная регистрацией и заканчивая возвратом на велостоянку. За эти несколько часов он смог не только произвести тест-драйв городских двухколесников, но и на собственном опыте убедиться: нововведение в Петербурге прижилось и функционирует нормально, хотя и требует доработки.

Для «чистоты эксперимента» делаем вид, что идея взять велосипед напрокат пришла внезапно – прямо у Московского вокзала. Да, вдруг я турист? И мне нужно добраться, скажем, от площади Восстания до крейсера «Аврора», пользуясь солнечным днем, не спускаясь под землю и не стоя в пробках в общественном транспорте. В районе площади Восстания пунктов проката три – выбираем тот, что рядом с вокзалом. Первым делом регистрируемся на сайте www.velobike-spb.ru с помощью смартфона с подключенным интернетом (благо в больших городах это уже становится не роскошью, а само собой разумеющимися приметами активной жизни). Версия сайта для смартфона очень удобна, регистрация происходит быстро: в считанные минуты на указанные почту и телефон приходят сообщения с номером пользователя и паролем. Можно выбрать русскую или английскую версию, так что я смогу прокатиться по Питеру на велосипеду, даже если я англоязычный турист. Дальше нужно пополнить счет – хотя бы 250 рублей для начала пользования прокатом. Для этого приходится достать банковскую карту, и радостно, что в моем городе это не страшно делать при всех. Платеж проводится также очень быстро – приходится ждать от силы минуты три-четыре. На специальном устройстве нужно ввести свои заветные номер пользователя и пароль, а потом выбрать нужное действие: взять велосипед или проверить счет. Счет мне предстоит проверить вечером, а пока выбираем велосипед. Все они стоят под своими номерами, и лучше заранее выбрать лучший номер, чтобы сразу ввести его при активации услуги.

Смотрим, чтобы исправно работал тормоз, были в порядке педали и седло. Колеса проверять не требуется – они не требуют накачивания воздухом. Сразу замечаю, что на каких-то велосипедах есть и звоночек, и переключатель скоростей на руле, а на каких-то отсутствует или одно или другое. На моей стоянке есть, из чего выбрать, так что беру самый оснащенный. Что приятно, на руле есть крепление для вещей, туда легко укладывается рюкзак, и ехать можно налегке. У велосипеда удобная низкая рама, и я могу легко спешиться в любой момент, даже на скорости. Седло мне пришлось опускать до предела – видимо, до меня катались длинноногие высокие люди. На обоих колесах есть фонари – мы же за безопасную езду. Кстати, правила поведения на дороге в автомобильном потоке тоже есть на каждой стоянке, не говорите, что вы не знали. После того, как система одобрила мой выбор, нужный номер разблокируется и велосипед можно вызволять. В моем случае для этого пришлось приложить усилие, причем привлечь к этому рядом стоящего мужчину. Но в дальнейшем таких проблем не возникало, так что спишем эти трудности на недостаток опыта.

Итак, у меня есть полчаса на то, чтобы доехать до следующей стоянки – в этом случае поездка будет бесплатной. Ближайшая стоянка находится у станции метро «Гостиный двор», туда и направляюсь прямиком по Невскому проспекту. Как у любого велосипедиста в Петербурге, у меня есть два варианта: пробираться по тротуарам (закон оставляет для этого лазейку) или делить дорогу с автомобилями. Выбираю первый вариант, потому что велосипед пока мне не знаком, и как поведет себя на дороге – неизвестно. Невский проспект в три часа буднего дня не пустует нисколько, так что мне приходится красться мимо неторопливых пешеходов, проявляя чудеса маневрирования. Прокатный велосипед в этом плане не так удобен, как мой родной: руль слушается намного хуже, приходится еще приноровиться к массе – конь довольно тяжеловесен. Зато именно благодаря этому он весьма устойчив, так что я могу держать на нем баланс даже на скорости китайских бабушек или медлительных студенток.

Привыкая к велосипеду, трачу на дорогу до Гостиного двора минут 20. Там же на стоянке изучают прокатные правила мама с дочкой из столицы. Чтобы покататься вдвоем по городу, им приходится завести два аккаунта. Не мгновенно, но и несложно и, в общем-то, логично: один человек – один аккаунт – один велосипед. Мне понравился мой двухколесный конь, так что я снова выбираю его и еду до станции метро Адмиралтейская. Это самый многолюдный участок пути, препятствия возникают ежесекундно. Люди, оказывается, непредсказуемы. Девушки внезапно застывают перед витринами, маленькие собачки вдруг кидаются в сторону, дети рвутся к тележке с мороженым, бабушки просто не торопятся, пара туристов решает развернуться и пойти в противоположном направлении, впереди идущая женщина останавливается застегнуть сапог, из магазинов выходят покупатели, из арок дворов выезжают машины, из-за поворота вывозят коляски… Можно уверенно заявлять, что движение на велосипеде по тротуару молниеносно развивает осознанность, внимание и реакцию, ибо это необходимо для выживания среди пешеходов. Негодуют только пожилые люди, молодежь же всегда пропускает и отходит в сторону, уступая дорогу. Особенно это актуально на мостах, где приходится лавировать еще и между фонарей и столбов.

У метро Адмиралтейская к стоянке помимо прокатных велосипедов прикованы еще и частные, что немного затрудняет парковку. Около стоянки оживленно: кто-то регистрируется через телефон, кто-то читает правила, кто-то придирчиво осматривает велики, кто-то расспрашивает первых трех, как воспользоваться услугой. Выбираю новый велосипед, но возвращаюсь с ним, не отъехав и 10 метров – замечаю, что разболтаны педали и нет переключателя скоростей. Это не сказать, чтобы очень удивляет – все-таки уже за первый месяц совершено 11 тысяч прокатов, все велосипеды боевые и бывалые. Останавливаюсь на более-менее приличном варианте и продолжаю свой путь.

По Дворцовой площади, а потом по набережной в сторону Троицкого моста, через Неву, привет Петропавловской крепости, дальше сменить велосипед у Горьковской и вперед на Петроградскую набережную – вот оно, счастье быть петербуржцем на европейский манер. Теперь мы можем совсем по-парижски, в платье или деловом костюме непринужденно взять велосипед на парковке у метро и проехаться по солнечному городу до следующей станции. Можем легко и неторопливо катить по Невскому, как барселонцы лениво катят по своей Ла Рамбле, заодно любуясь одним из лучших городов на земле. Обратный путь с Петроградки прокладываю через Биржевой и Дворцовый мосты, за временем уже не слежу и в полчаса от стоянки до стоянки укладываться не спешу. Он-лайн карта показывает, что на «Гостинке» остался всего один велосипед, все остальные разъезжают по городу. Мимо меня часто проезжают такие же узнаваемые синие велики, причем многие весьма быстро мчатся по проезжей части. В районе Александринки понимаю, что хочется свернуть на более тихие улицы, и, пересекая Фонтанку, уезжаю к Загородному проспекту, на улицу Марата и оттуда на заключительную стоянку у метро Лиговский проспект.

Итого, за день использовано пять велосипедов и потрачено 220 рублей (100 рублей – абонентская плата и 120 рублей – более 30 минут от стоянки до стоянки). Личный кабинет на сайте показывает точное время и место всех парковок, так что свои перемещения по городу легко отследить. Тест-велопробег по Петербургу завершился успешно. Из минусов сервиса все-таки упомянем среднее состояние велосипедов и не совсем внятные тарифы использования. Из плюсов: гарантированное эстетическое удовольствие от созерцания красот центра, доступность и простота услуги, ощутимая скорость передвижения по городу без использования общественного транспорта. И абсолютно точно всем велосипедистам города также хочется добавить в этот список велополосы и велодорожки. Чтоб уж наверняка как в Голландии, на которую еще создатель Петербурга не зря заглядывался.

Текст: Евгения Авраменко
Фото: Евгения Авраменко / НЕВСКИЕ НОВОСТИ

Новости партнеров: