Петербургские арт-критики: «Конфликт на Украине еще будет осмысляться современными художниками»

22.10.2014 08:40 1361
В Петербурге проходит IV Балтийская международная биеннале, собравшая под своим крылом современных художников из десяти стран мира. В этом году тема терроризма стала одной из главных на биеннале: кроме художественных выставок, в Санкт-Петербургском государственном университете будет проводиться научная конференция, посвященная террору в культуре.

Балтийская биенналеСанкт-Петербург, 22 октября. В Петербурге проходит IV Балтийская международная биеннале, собравшая под своим крылом современных художников из десяти стран мира. В рамках фестиваля на нескольких городских площадках представлены произведения современных художников разных поколений, объединенных своим прибалтийским происхождением. В этом году тема терроризма стала одной из главных на биеннале: кроме художественных выставок, в Санкт-Петербургском государственном университете будет проводиться научная конференция, посвященная террору в культуре. Корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ пообщался с организаторами биеннале – куратором конференции, ученым секретарем Новой академии изящных искусств Андреем ХЛОБЫСТИНЫМ и директором Музея современного искусства имени С.П. Дягилева при СПбГУ Татьяной ЮРЬЕВОЙ.

- В рамках биеннале в Петербурге состоится научная конференция «Террор и культура». Будет ли она касаться проблем на Украине?

А.Х.: - Конференция готовилась задолго до начала конфликта на Украине, поэтому никаких докладов на эту тему не будет. Хотя, конечно, я следил за этим и знаю, что во время конфликтов были погромлены музеи в Донецке и не только там. А когда вооруженные люди одной из конфликтующих сторон уничтожали объекты современного искусства, они называли это перформансом.

- Осмысляется ли конфликт на Украине современными художниками?

А.Х.: - Вовсю! Загляните в сеть. Эта тема во многом провоцируется художниками. Есть киевские художники, которые ориентированы на московский концептуализм. Они делали еще в середине двухтысячных работы с названиями вроде «Я бендеровка и горжусь этим» или «Анархия – мать порядка». То есть, они всячески пытались обыграть эту тему и вытеснить ее. Вот на биеннале «Манифеста» была выставка самого известного украинского фотографа Михайлова, посвященная событиями на Майдане.

- Можно ли сказать, что украинская тематика еще будет развиваться художниками?

Т.Ю.: - Да, конечно. Она будет развиваться и осмысляться. Современные художники – экспериментаторы, и затруднительно точно сказать, во что именно это выльется. Но этими вопросами еще рано заниматься, должно пройти какое-то время, прежде чем конфликт на Украине начнет действительно проявляться в современном искусстве.

А.Х.: - Безусловно, украинская тематика будет развиваться, и не только профессиональными художниками. То, что раньше называлось популярной культурой, сейчас вытесняется массовой культурой глобального мира. Это значит, что люди сидят где-нибудь в Японии, Африке, Америке или Москве и делают различные манги, изображающие даму-прокурора Крыма, – она становится интернациональным персонажем. Эта массовая культура безликого интернационального человека вместе с маргинальными сферами культуры вроде реконструкторов, ряженых, творцов «фотожаб» в сетях постепенно начинает захватывать политические пространства. Это уже не какой-нибудь поп-персонаж типа Энди Уорхола или Ильи Глазунова, это безликий массовый человек, который хорошо знаком с новейшими технологиями и социальными сетями. Именно такие персонажи становятся художниками и постепенно вытесняют даже политических художников-активистов с улиц и интернет-пространств.

- А как раньше художники анализировали военные конфликты?

А.Х.: - Раньше художники попросту участвовали в войнах. В Первой мировой войне в результате ранения в голову осколком снаряда погиб Аполлинер. На войне погиб Франц Марк – гениальный немецкий художник, а Эрнст Кирхнер был ранен. Результаты этого вы найдете в любой библиотеке: «Прощай, оружие!» Хемингуэя, «Три товарища» Ремарка. Наши художники и деятели культуры тоже участвовали в войнах. Это были лейтенанты, которые создали суровый послевоенный стиль, среди них был Василь Быков, например.

Текст: Диана Колобаева

Фото: Диана Колобаева / НЕВСКИЕ НОВОСТИ. Фото с выставки в рамках биеннале в саду Дворца Бобринского

Новости партнеров: