Нонконформисты Ленинграда-Петербурга отмечают свой юбилей научной конференцией «Территория свободы»

10.11.2014 10:04 868
В Эрмитажном театре в понедельник, 10 ноября, открылась научная конференция нонконформистов «Территория свободы». Таким необычным образом петербургские художники отмечают юбилей выставки «Такелажников» – ей 50 лет, и арт-центра «Пушкинская 10» – этому «спасательному ковчегу культуры» исполняется в этом году 25 лет. На конференции побывал и корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.

ЭрмитажСанкт-Петербург, 10 ноября. В Эрмитажном театре в понедельник, 10 ноября, открылась научная конференция нонконформистов «Территория свободы». Таким необычным образом петербургские художники отмечают юбилей выставки «Такелажников» – ей 50 лет, и арт-центра «Пушкинская 10» – этому «спасательному ковчегу культуры» исполняется в этом году 25 лет. На конференции побывал и корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.

- Он немного странный, но интересный художник!

- Так он оттого и художник, что странный. Нормальные все шишкины – они могут быть добротными мастеровыми, ремесленниками, но не художниками. А вот странный – и есть художник.

Такие разговоры об искусстве ведутся в Эрмитажном театре и вполне соответствуют духу научной конференции «Территория свободы». Нонконформисты не случайно вспоминают свою историю именно в Эрмитаже: первая выставка неофициальных художников и поэтов в бригаде такелажников музея закончилась увольнением его директора Михаила Артамонова. Как вспоминает сегодня Владимир Матвеев, заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа, в хозяйственном отделе музея всегда было много талантливой молодежи. «Но у нас в стране традиционно сложилось, что извилина у человека должна быть одна и лучше прямая. И все попытки уйти вправо, влево исправлялись, выпрямлялись и рихтовались», – говорит он.

Выставка такелажников в главном музее Северной столицы стала первой экспозицией современного искусства, считает Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа. «Петербургское искусство всегда другое относительно искусства московского и западного, – убежден Озерков. – Оно ведет диалог с обществом, с его персонажами и с самим своим автором. Это уникальный феномен – искусство, которого не ждешь. Эрмитаж для художника стал местом, где можно прятаться от убогой современной архитектуры, рекламы, от ужасного оформления и дизайна. Разговор между художником и музеем в Эрмитаже поистине бесконечный – это территория свободы, которая остается неизменной». Для такелажников, среди которых были художники Шемякин и Овчинников, Лигачев, Кузьминский – «аристократы метлы, лопаты и духа», Эрмитаж был и работой, и школой, и всем одновременно. Они работали среди шедевров мирового искусства, которые им в свободное время разрешали копировать.

В Эрмитажном театре вспоминают сегодня, как взбудоражила город первая выставка Пикассо и как незнакомые люди выходили на Дворцовую площадь, где, не сдерживая эмоций, начинали обращаться друг к другу и обмениваться мнениями. Разогнанные городскими властями, они перемещались в другие места, чтобы продолжить разговоры об искусстве. Участники конференции знают: в этом городе всегда был огромный зрительский потенциал.

На конференции показали интервью Шемякина, который был «гвоздём программы» в выставке такелажников. «Скандал разразился страшный, – вспоминает он. – Эрмитаж был оцеплен черными правительственными автомобилями. Дело в том, что наша выставка 30-31 марта совпала с годовым юбилеем Лигачева. И хотя мы ничего криминального не выставили тогда (картины тщательно отбирались, чтобы «не дразнить гусей»), выставку закрыли через день после открытия. Вокруг нее начался нездоровый шум, а об этом сразу узнавал весь город. Нам предложили написать заявление об уходе, а когда мы отказались – начали буквально нас вытуривать. К картинам больше не допускали, а посылали на самую грязную, опасную и бессмысленную работу».

Об истории нонконформистского искусства – от выставки такелажников до борьбы за арт-центр «Пушкинская 10» – будут говорить в стенах Эрмитажа весь день. Вечером в понедельник, 10 ноября, состоится концерт Санкт-Петербургского оркестра импровизации под руководством дирижера Дмитрия Шубина.

26 ноября в Мрамором дворце откроется выставка художников арт-центра «Пушкинская 10» «Территория свободы». На открытии покажет свой перформанс пластический театр Axe.

Текст: Евгения Авраменко

Фото: Евгения Авраменко / НЕВСКИЕ НОВОСТИ

Новости партнеров: