Представитель ОЖД Николай Клюквин: Наши главные цели – обеспечить безопасность и своевременную доставку пассажиров и грузов

27.11.2014 07:04 245
С момента подрыва скоростного поезда «Невский экспресс» в 2009 году прошло пять лет. 25 ноября в двух российских столицах прошел ряд мероприятий, посвященных памяти погибших в той страшной аварии 28-ми человек. Корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ поговорил с заместителем начальника Октябрьской железной дороги по безопасности и режиму Николаем Клюквиным.

Николай КлюквинСанкт-Петербург, 27 ноября. С момента подрыва скоростного поезда «Невский экспресс»27 ноября 2009 года прошло пять лет. Позавчера в двух российских столицах прошел ряд мероприятий, посвященных памяти погибших в той страшной аварии 28-ми человек. Корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ решил поговорить с заместителем начальника Октябрьской железной дороги по безопасности и режиму Николаем КЛЮКВИНЫМ и узнать, что с тех пор изменилось в работе ОЖД и как сейчас обеспечивается безопасность пассажиров.

Напомним, крушение скоростного фирменного поезда «Невский экспресс» №166, следовавшего из Москвы в Санкт-Петербург, произошло 27 ноября 2009 года в 21 час 30 минут на границе Тверской и Новгородской областей. Жертвами ужасного преступления стали 28 человек, а ранеными – не менее 132 пассажиров и сотрудников экспресса. Среди погибших были чиновники высшего ранга, известные бизнесмены, медийные персоны, а также две беременные женщины.

Согласно официальной версии, крушение произошло в результате террористического акта, ответственность за который взял на себя лидер террористической группировки «Кавказский эмират» Доку Умаров.

- Николай Николаевич, расскажите, как изменилась работа Октябрьской железной дороги с момента теракта, который произошел с участием поезда «Невский экспресс» в 2009 году?

- Безусловно, после произошедших на магистрали Санкт-Петербург – Москва террористических актов (подрывы поезда «Невский Экспресс» в 2007 и 2009 годах) концепция обеспечения защиты магистрали была пересмотрена. Она стала строиться по принципу организации непрерывного наблюдения за объектами железнодорожного транспорта таким образом, чтобы избежать наличия «слепых» зон и обеспечить возможность полного контроля отдельных участков данной железнодорожной магистрали. Подобные мероприятия были реализованы, в первую очередь, на участках со скоростным и высокоскоростным пассажирским движением, ведь акты незаконного вмешательства на участках Санкт-Петербург – Москва и Санкт-Петербург – Бусловская могут повлечь за собой крайне тяжелые последствия.

- Как обеспечивается безопасность на направлении Петербург – Москва?

металлодетектор- Для этого существует комплексная программа, которая предусматривает мероприятия по оснащению объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами и системами обеспечения транспортной безопасности железнодорожного пути на направлениях Санкт-Петербург – Москва, Санкт-Петербург – Бусловская.

- Какие современные технические средства охраны применены при построении комплексной защиты от актов незаконного вмешательства?

- Нами применяются технические средства охраны, которые дают свой положительный эффект в части профилактики и предотвращения противоправных действий на данных направлениях. Например, для решения задач по организации непрерывного контроля протяженных участков пути Октябрьской железной дороги применены специально разработанные в России тепловизионные камеры с блоками интеллектуального видеоанализа.

- Можете рассказать подробнее, что они собой представляют?

- Это технологические единицы, которые способны обеспечить зону наблюдения от 600 метров до 1 километра – притом, что обычная видеокамера позволяет обозревать только 50-70 метров. Понимаете, преимущество тепловизионных камер заключается также в том, что они способны передавать четкое изображение вне зависимости от погодных условий и времени суток. Помимо этого, им не требуется дополнительное освещение. А еще данные камеры снабжены функцией интеллектуального анализа видеоизображения. Это означает, что есть возможность в автоматическом режиме проводить анализ изображения на наличие тревожной информации – а это, в свою очередь, позволяет снизить нагрузку на операторов системы.

безопасность- А могут ли данные с этих камер как-то использоваться сотрудниками полиции?

- Да, записи с тепловизионных и видеокамер мы регулярно направляем в правоохранительные органы для проведения расследований.

- Николай Николаевич, привлекаете ли Вы людей к обеспечению контроля над скоростными направлениями или используете только технические средства?

- Конечно, контроль над обстановкой на наиболее важных участках направления Санкт-Петербург – Москва, кроме операторов систем наблюдения, осуществляют и передвижные патрули охраны. Особое внимание уделяется непосредственно досмотру пассажиров при посадке в поезда высокоскоростного движения, в том числе и на поезд «Невский экспресс».

- Расскажите, как организован процесс досмотра пассажиров при посадке в поезд «Невский экспресс»? Какие формы досмотра пассажиров применяются сегодня?

- Стоит заметить, что и этому мы уделяем особое внимание. У нас процесс досмотра регламентирован «Временной технологией прохода пассажиров через павильоны досмотрового оборудования при осуществлении посадки на высокоскоростные поезда «Сапсан» (в том числе сдвоенные), «Невский экспресс» и «Ласточка». Порядок прохождения досмотра на поезда «Невский экспресс» такой же, как и на высокоскоростном поезде «Сапсан».

рамка вокзалСама процедура досмотра проходит так. Сначала просматривается теневое изображение ручной клади на мониторе рентгено-телевизионной установки. Инспектор по досмотру выявляет запрещенные к свободному обороту на территории РФ предметы и вещества. Также досмотр проходит и пассажир. Ему необходимо пройти через рамочный металлодетектор, при этом все предметы, которые могут вызвать сигнал рамки (массой до 200 граммов), должны быть выложены для осмотра. Стоит отметить, что процедура досмотра происходит при участии сотрудников линейного управления МВД России на транспорте, работников вокзала и сотрудников охранных предприятий.

- Такой тщательный досмотр, наверное, задерживает отправку поезда?

- Опозданий на поезд, связанных с проведением процедуры досмотра, нет. В настоящее время большинство пассажиров высокоскоростных поездов привыкли и с готовностью приезжают на вокзал заранее, в том числе для прохождения процедуры досмотра. Также на всех проездных документах нами публикуется соответствующее напоминание. Замечу также, что оперативной работе вокзального комплекса досмотр помех не создает.

- А пассажир имеет право отказаться от прохождения процедуры предрейсового осмотра? Какая ответственность предусмотрена за это?

вход в вокзал- Нет, не имеет. Согласно Федеральному закону «О транспортной безопасности» отказ пассажира от досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности является основанием для расторжения договора перевозки в одностороннем порядке. Мы обеспечиваем безопасность и своевременную доставку пассажиров и грузов в пункт назначения. Для нас эти цели ставятся в первую очередь. Также подчеркну, что пассажиры с полным пониманием относятся к необходимости прохождения процедуры досмотра перед посадкой в поезд.

- Можете ли Вы уточнить, сколько за последнее время было зафиксировано случаев попытки проноса опасных или запрещенных предметов при посадке в скоростные и высокоскоростные поезда?

- Согласно статистике по выявлению запрещенных к свободному обороту на территории РФ средств и веществ, за третий квартал 2014 года на Московском вокзале Петербурга выявлено во время досмотра 512 единиц травматического оружия, 297 единиц огнестрельного оружия, 209 охотничьих ружей и шесть баллонов с газом «Бутан». Так что обеспечение безопасности на железной дороге – это серьезная задача, которую надлежит выполнять изо дня в день, ежечасно и ежеминутно. Как вы видите, у нас есть почва для деятельности.

Текст: Елена Молчанова

Фото предоставлено службой корпоративных коммуникаций Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»

Новости партнеров: