Константин Хабенский: «Хаба – значит друг»

29.11.2014 10:24 153
В учебном театре «На Моховой» состоялся творческий вечер Константина Хабенского. Актеру пришлось отвечать на самые разные вопросы – о сериале «Метод», в котором он сейчас снимается, об отношении к так называемому «закону Димы Яковлева», о родстве кино и театра, о благотворительности, студиях творческого развития для детей, ситуации на Украине и событиях вокруг Михаила Пореченкова.

Хабенский Санкт-Петербург, 29 ноября. В учебном театре «На Моховой» состоялся творческий вечер Константина Хабенского. На сцене рядом с актером присутствовал его наставник и учитель – Вениамин Михайлович Фильштинский, по случаю 25-летия студии которого и было организовано это мероприятие. Хабенскому пришлось отвечать на самые разные вопросы – о сериале «Метод», в котором он сейчас снимается, об отношении к так называемому «закону Димы Яковлева», о родстве кино и театра, о благотворительности, студиях творческого развития для детей, ситуации на Украине и событиях вокруг Михаила Пореченкова. На вечере побывал корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.

Константин Хабенский стоит на небольшой деревянной сцене учебного театра «На Моховой». Слева за столиком – Вениамин Фильштинский. Сзади – большой экран, на котором по регламенту вечера должны были показывать фрагменты фильмов Хабенского с комментариями актера. Но он сразу нарушает планы организаторов, предлагая аудитории посвятить вечер спонтанной беседе, а не устраивать бенефис в его честь.

Несмотря на то, что Хабенский делит сцену со своим гуру, он полностью подчиняет внимание аудитории себе, а иногда даже перебивает учителя и игнорирует его призыв так же задавать ему вопросы. Хабенский – хозяин сцены, он тут главный, и в этом есть смысл и красота отношений между учеником и учителем, между залом и актером.

«Иногда мне говорят: «Чего это ты, Константин Юрьевич, такой наглый?» Не в плане бытовых вещей, а в плане отношения к материалу и работе. А я отвечаю: «Я всегда таким был».

Образ Хабенского на первый взгляд кажется противоречивым. Он шутит над своими ролями, деля вид, что не понимает высоких материй и философствований, но потом глубоко и тонко рассуждает о предназначении актера. Он предупреждает, что на тупые вопросы будет отвечать соответственно, а потом говорит, что в быту он слишком мягок и иногда не может сказать «нет». Даже внешне он выглядит противоречиво: кепи, элегантный шарфик и ленноновские очки сочетаются с брутальной густой рыжей бородой и сорванным хриплым голосом. Впрочем, свой внешний вид актер объясняет ролью, над которой в данный момент работает. Он снимается для Первого канала в сериале «Метод», где играет следователя-маньяка – эдакий сплав «Декстера» и «Настоящего детектива».

- Я немножко потерял реалии киножизни и согласился сниматься в 16-серийной истории. Мы начали этот забег в начале июля, и тогда я подумал, что сэкономлю полтора часа нанесения грима, если отращу себе бороду. Мы решили: чем хуже и неухоженнее я буду выглядеть – тем лучше и интереснее для героя. А история написана очень жестко, при поддержке именитого киевского психиатра. У него была база подопечных маньяков, он выявлял их на ранней стадии и работал с ними, создавая психологический баланс, не дававший им совершать преступления. Суть всей этой 16-серийной эпопеи такова: только из-за того, что в свое время вы отвели глаза, не обратили внимание на какие-то вещи вокруг себя, все эти ужасы и происходят.

Из зала доносятся слова благодарности за значок «Дети вне политики», который Хабенский надел в Кремль на вручение ему почетного звания народного артиста. Тогда Совет Федерации рассматривал «закон Димы Яковлева», и поступок Хабенского вызвал настоящий ажиотаж в медиа-пространстве.

Хабенский- Я вышел со значком, потому что подумал, что именно так и надо. Мне потом оборвали телефон, пытаясь пригласить на ток-шоу по всему СНГ. Но я не эксперт. Я в области стоматологии понимаю только то, что нужно взять щетку, пасту и почистить зубы. Но, к сожалению, нашим ТВ-эфирам нужно знаменитое лицо, брызжущее слюной.

На вопросы об Украине Хабенский отвечает сдержано и кратко. Он подчеркивает свою аполитичность и принимает ситуацию как должное.

- Я как человек, родившийся в СССР, который работает и живет в этой стране, принимаю все события как уже свершившуюся вещь. Бегать с топором вокруг Крыма и кричать: «Заберите его обратно!» я не собираюсь. У нас такая профессия, что нужно человека облететь на 360 градусов и найти в нем и плохое, и хорошее, и трогательное, и жесткое. Это помогает нам в жизни понять и сопереживать своему оппоненту, который, может быть, даже пытается сделать тебе кучу гадостей. Но я стараюсь увидеть их точку зрения и понять их правоту. Мы со своей стороны знаем лишь малую часть правды, и они знают ровно столько же. Мне было очень неприятно, когда моего товарища Михаила Пореченкова жесточайшим образом подставили и сделали себе огроменную рекламу, растоптав многие-многие годы работы Миши. Я думаю, что все это уляжется, а человек, который занимается своим прямым делом, будет и дальше им заниматься.

Хабенский ведет несколько благотворительных проектов, которые отнимают много сил и энергии. Особое место в жизни артиста занимает его фонд, помогающий детям с онкологическими заболеваниями головного мозга. Благотворительность актер сравнивает с ежедневной тяжелой работой в любое время года.

- Благотворительность – это когда тебе нужно каждый день пройти 10 километров туда и обратно. Когда солнышко светит – хорошо. Когда дождь, грязь, ветер и холод – это другое ощущение, но тебе все равно нужно идти этим путем каждый день. Все остальное – ковровые дорожки, фейерверки – это аттракцион. Вообще, репутации фондов зарабатываются так тяжело – и так легко разрушаются, что я, а также Дуня Смирнова, Чулпан Хаматова, Ксения Раппопорт и многие другие, – мы этим очень дорожим. Кого-то мы в наш фонд не пускаем, сто раз переспрашиваем, что-то приходим и делаем сами с единственной целью – лишь бы не натоптали.

Еще один важный благотворительный проект Хабенского – студии творческого развития для детей, открытые уже в семи городах России. Петербургская школа насчитывает около 40 совсем молодых ребят, среди которых есть очень талантливые поэты и актеры. В какой-то момент на сцену выходит один из раскопанных брильянтов Хабенского — удивительно одаренный паренек Аскар Нигамедзянов. Молодой поэт приехал из Уфы, и теперь учится в школе Хабенского. Он читает прекрасные стихи собственного сочинения, трепеща и размахивая руками. Публика ликует, девушка с первого ряда дарит Аскару алую розу, предназначенную изначально для Хабенского. Аскар до последнего не верит, что цветок хотят вручить ему, спрашивая у девушки, должен ли он передать дар Хабенскому. Хабенский, успевший покурить, пока Аскар читал стихи, наблюдает за подопечным с улыбкой гуру и демонстрирует явную гордость своим открытием нового дарования.

- У меня ушел год, чтобы открыть школы в Казани и Екатеринбурге. Потом год у меня ушел на прослеживание за тем, чтобы они не испортили детей актерством, а просто аккуратненько вскрыли то, что в них уже сидит, – научили их говорить, фантазировать, иметь свое мнение и уметь выражать его красиво. Мы стремимся, чтобы из стен школы вышли не абитуриенты театральных училищ, упаси боже, а люди, с которыми интересно общаться.

Фильштинский и ХабенскийО театре артист рассуждает живо и с удовольствием. В ближайшее время Хабенский не планирует заниматься режиссурой, хотя и не исключает, что когда-нибудь попробует себя и на этом поприще. И если о съемках в «Методе» говорит, как об авантюре, в которую едва ли ввяжется вновь, то свою роль в моноспектакле «Контрабас» Хабенский преподносит как невероятно важный опыт. О различиях между кино- и театральными постановками Хабенский говорит, как о разнице между ночью и днем.

- Единственное, что роднит кино и театр, – это то, что и там и там желательно хорошо знать свой текст. В остальном это две совершенно разные истории. В театре есть репетиции, на которых можно спорить, обсуждать, переигрывать. Театр – это очень энергетическая, живая вещь. Кино – это немножко другое. Ты можешь просто просидеть весь день на стуле. И ты вот так сидишь уже часов семь – вы с товарищем обсудили уже все возможные темы. Но вот, когда начинает садиться солнце, ты, как наши футболисты или хоккеисты пытаются в последние две минуты забить семь голов, должен быть готов успеть сыграть в этот момент любовь, горе и всё то, о чем вы договорились с режиссером, отбросив всё, что накопил и наслушался за время ожидания заката.

В ответах актера прослеживается его жизненное кредо – выкладываться по полной, любить свое дело и делать его честно. Все остальное приложится, считает Хабенский.

- Когда мы окончили театральные курсы, это было не самое хорошее время для профессии: фильмы не снимались, театры тоже были не в лучшем положении. Но мы были очень загружены своей работой в театре «Перекресток». Мы были в тепличных условиях относительно той информации, которая могла заставить нас рационально подойди к дальнейшим шагам в профессии. Мы были настолько погребены под своим прекрасным театральным материалом, что просто не оставалось времени думать, как дальше жить и на что. Я понимал, что у нас впереди очень много интересной работы. Какой работы – неважно.

Под конец Фильштинский читает записку из зала: «Мы подобрали на улице котенка. У нее огромные уши, карие глаза и выдающийся нос. Мы назвали ее Хаба».

- На языке «белого племени» аборигенов Южной Африки, хаба означает «друг», – улыбнулся Хабенский.

Текст: Диана Колобаева

Фото: Диана Колобаева / НЕВСКИЕ НОВОСТИ

Читайте по теме:

В учебном театре «На Моховой» 26 ноября состоится творческий вечер Константина Хабенского

Новости партнеров: