Слава Полунин и «Алхимия снежности»: байки о знаменитом шоу и формула счастья человечества

04.12.2014 10:16 405
Санкт-Петербург, 4 декабря. Вячеслав Полунин, клоун, которого знает весь мир, и человек, который сам знает весь мир, презентовал свою книгу «Алхим
Санкт-Петербург, 4 декабря. Вячеслав Полунин, клоун, которого знает весь мир, и человек, который сам знает весь мир, презентовал свою книгу «Алхимия снежности» в библиотеке Маяковского в Петербурге. На форзаце новой книги значится «Издательство академии дураков. Том четвертый». Полунин утверждает, что сам не разобрался еще, куда делись первый, второй и третий тома, и обещает тому, кто найдет их, четвертый отдать бесплатно. Подписать у автора книгу о знаменитом «Снежном шоу» пришли Роберт Городецкий, Дмитрий Шагин и Андрей Могучий. На презентации, которая, естественно, превратилась в мини-спектакль, побывали и НЕВСКИЕ НОВОСТИ.

Первое, что делает перед презентацией Слава Полунин, – просит всех зрителей передвинуть стулья и сесть вокруг него кругом: привычка реорганизововывать пространство и трансформировать все вокруг у него неистребима. На это соавтор книги «Алхимия снежности» Наталья Табачникова тут же рассказывает о чудесах педантизма этого одного из самых творческих людей, известных в мировой клоунаде. В целом, вся презентация – это бесконечные волшебные истории и байки, которыми полна и книга. «Когда вы будете читать книгу до шоу, вы будете думать, что я автор, – говорит НЕВСКИМ НОВОСТЯМ Наталья Табачникова, – а когда после, что Слава. Книга о спектакле, но я бы сказала – и о спектакле тоже. Спектакль как повод». Наталья рассказывает, что поначалу книгу они писали «обычным способом»: Слава рассказывал что-то из истории шоу, она записывала и редактировала. Но результат этой работы они выкинули: не понравился. «Потом все стало происходить иначе, – продолжает Наталья. – Слава рассказывает сказки, а я потом их записываю. Это не расшифровки. Это тема, а потом попытка ее выразить литературным языком. Потому что часто мы говорим языком не литературным, а таким птичьим языком. Например, мы собираемся в Новосибирск на гастроли. Готовимся к выезду, и вдруг Славка мне кричит: «Наташка, сколько снега мы везем на новый год в Сибирь?». И только в контексте можно понять, что это фабрика в Лос-Анджелесе делает нам специальный снег, который не горит, мы его привозим в Париж, выгружаем в контейнер, чтобы привезти в Новосибирск, чтобы по колено было снега в Новосибирском оперном театре...». Книга «Алхимия снежности» писалась 10-12 лет, а еще десятки лет до этого коллеги по творческому цеху – Полунин и Табачникова – собираясь с друзьями и рассказывая бесконечные анекдоты про легендарное шоу, постоянно говорили друг другу: «Ну надо же записать!». Как утверждает Слава Полунин, дело все в том, что все в своей жизни он делает так, будто ваяет из мрамора – основательно и без права на ошибку. «Потому мы с Натальей так мучаемся и долго не можем ничего издать, – признается он, – потому что я ко всему подхожу, будто это вещь из мрамора, и я не могу ее в недоделанном несовершенном состоянии выпустить. Все что мы делаем, должно быть совершенно, должно быть произведением искусства». В книге «Алхимия снежности» написано о чудных механизмах снеговых машин, энергетическом центре сцены, волшебных трюках и некоторых секретах волшебного спектакля. Есть там и впечатления зрителей и причастных к спектаклю сотрудников театров, которые частенько сами становятся персонажами спектакля. «Я вообще так по жизни живу, а в этом спектакле в особенности: я никогда не ставлю никаких заборов и определений, – говорит Полунин. – Все, что вокруг меня происходит, я тут же втягиваю как пылесос и смотрю, как это можно применить к тому, что я люблю и чем я занимаюсь. Я все, что было в мире, перемешал в то, что называется жизнь и впитываю во всем ее многослойном многообразии. И бывает так, что приходит человек в театр, я ему говорю: «У тебя такое лицо интересное, хочешь сегодня на сцену выйти?». Мы его гримируем, и он выходит – потому что он может каким-то своим поступком спровоцировать какое-то новое действие в спектакле. Или мы сидим, и кто-то что-то роняет. Потом другой, третий. Кто-то бросил книгу, кто-то пальто, и все – мы начинаем в спектакле все бросать. Жизнь начинает заполнять спектакль. В нем нет никаких запретов. Принцип такой – ты свободен, ты делаешь, что ты хочешь, даже посторонний, кто пришел в гости, но за то, что ты делаешь, ты отвечаешь, если не получилось, ты теряешь ход. Чаще всего к концу гастролей все, кто работает в здании театра, уже на сцене в виде персонажей. Потому что всем хочется творить. И когда ты даешь эту возможность, а спектакль дает ее каждому человеку, все выходят на сцену. Есть несколько дверей к счастью, и творчество – один из них». Творчество, по мнению Славы Полунина, одна из составляющих человеческого счастья. Однажды формулировка Николая Евреинова «театрализация жизни» перевернула ни много ни мало его представление о том, как надо жить. Он начал воплощать ее в своем мире и учиться строить жизнь по законам искусства, добиваться того, чтобы каждый поступок, каждый момент в жизни, каждый его день был создан как произведение искусства. «Сейчас я добавил третье составляющее  – природу, – не скрывает Полунин свой секрет счастья. – Я считаю, что это мощнейшая сила в нашей жизни, которая обладает возможностью все уравновесить, поставить на свои места. Иди в природу, побудь там немного – ты сразу все поймешь. Вот это соединение искусства, ежедневности и природы, этот треугольник и есть идеальная формула существования человечества будущего. Это потрясающий способ, я стопроцентно знаю, что человек становится счастливым через творчество, через объединение всех элементов». Люди, побывавшие на «Снежном шоу», говорят, что стали счастливее. О том, что за театральная и человеческая магия заключена в этом спектакле, можно теперь узнать от самого автора и создателя из его книги, которая уже появилась в продаже. Текст: Евгения Авраменко Фото: Евгения Авраменко / НЕВСКИЕ НОВОСТИ

Новости партнеров: