БЕЗОПАСНОСТЬ | Интервью с ДАРЬЕЙ ПЛЕТНЁВОЙ, старшим инспектором по пропаганде безопасности дорожного движения отдела ГИБДД Центрального района Санкт-Петербурга

07.10.2013 23:18 231
Ежегодно с 26 августа по 9 сентября на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской

Ежегодно с 26 августа по 9 сентября на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области под руководством Управления ГИБДД проводится профилактическая операция «Внимание – дети!». Акция направлена на снижение детского дорожно-транспортного травматизма и повышение уровня знаний детьми правил дорожного движения (сокращенно ПДД). Отдел ГИБДД Центрального района Санкт-Петербурга совместно с Инспекцией по организации дорожно-транспортного движения объехал все школы в районе: таким образом, была проведена проверка на соответствие ГОСТу организации дорожного движения на участках, прилегающих к школам. О подробностях акции «Внимание – дети!» рассказала старший инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения отдела ГИБДД Центрального района Дарья Плетнёва.

- Дарья, расскажите, пожалуйста, на что именно обращают внимание инспекторы при посещении школ?

- Прежде всего, мы проверяем, есть ли необходимость в обновлении разметки. Может быть, где-то не хватает знака «ДЕТИ», может быть, нет пешеходного перехода, а он необходим, может быть, есть потребность в светофоре или искусственных неровностях (в народе их называют «лежачий полицейский»). Кроме того, проверяется наличие у школы ограждения, т.е. обнесена ли территория учебного заведения забором. Правда, в Центральном районе специфика такова, что школы нередко располагаются в жилых зданиях, которые к тому же являются памятниками архитектуры, и установка ограждения невозможна в принципе. Тогда речь может идти только об ограждении спортивной площадки (стадиона). Мы обращаем внимание на брошенные автомобили, которые также могут представлять опасность. Если таковые имеются, то в районную администрацию направляется письмо с просьбой об эвакуации данного транспорта.

- Учитывается ли мнение директоров школ? Возможно, какие-то их пожелания, рекомендации, советы?

- Да, безусловно, пожелания директоров собираются заранее, в мае. А в августе сотрудники уже непосредственно на местах выясняют, насколько обоснованны эти предложения.

- Какие еще мероприятия предусмотрены в рамках вашей деятельности?

- Нужно понимать, что детский дорожно-транспортный травматизм имеет ярко выраженный сезонный характер. Поэтому на всех автотранспортных предприятиях района проводились профилактические беседы, цель которых – призвать водителей-профессионалов быть предельно внимательными при проезде участков, где имеются знаки «ДЕТИ». Конечно, быть внимательным необходимо не только в этот период. Но, как показывает многолетний опыт, на курортах, дачах, в выездных лагерях дети отвыкают от ритма мегаполиса. Это особенно ощущается в Центральном районе, где очень много транспорта и большие людские потоки, мало пешеходных переходов, регулируемых светофорами, множество узких улиц, заставленных автомобилями. С учетом всех этих пост-летних обстоятельств, 1 сентября у всех образовательных учреждений, которые имеют непосредственный выход на проезжую часть дороги, дежурят инспектора ГИБДД.

- А затем, в течение учебного года, вы проводите какие-то регулярные «общественно-полезные» мероприятия?

- Да, конечно. Совместно с отделом образования администрации Центрального района мы проводим плановые проверки обучения детей правилам дорожного движения. В первую очередь, мы убеждаемся в наличии у каждой школы схемы безопасного подхода к учреждению. Это означает, что каждая школа должна демонстрировать общую схему– из серии «вот наша школа, вот дорога, вот пешеходный переход», а у каждого ребенка в дневнике обязательно должна лежать индивидуальная схема подхода к школе («вот мой дом, вот моя школа»), на которой стрелочками показан безопасный маршрут движения. И здесь снова особенность. В Центральном районе учится много детей, которых родители подвозят к учебному заведению на машине. Но это не должно иметь значения ни для детей, ни для родителей. Бывают разные ситуации; ребенок должен быть хорошо ориентирован и не забывать, что мы все, прежде всего, пешеходы. Хорошо бы помнить об этом и родителям! Некоторые школы просят оказать содействие в изготовлении или в корректировке таких схем, и тогда мы выезжаем на место и вместе с детьми разбираем, почему здесь установлен именно такой знак, а не другой, и почему нужно переходить дорогу так, а не иначе.

- А с какого возраста дети должны знать правила дорожного движения?

- Тому, что переходить дорогу можно только на зеленый свет, ребенка нужно учить как можно раньше. Со знаками всё гораздо сложнее, но положительный эффект бывает в том случае, если родители-автомобилисты по ходу движения не ленятся объяснять своим детям правила и рассказывать о значении дорожных знаков. Обычно такие «обученные» дети знают, что все дорожные знаки выставлены не для пешеходов, а для водителей. И даже знак «пешеходный переход» стоит на дороге, в первую очередь, для водителей.

- А что же для пешеходов? «Зебра»?

- Для пешеходов знак «пешеходный переход» просто выполняет информационную, рекомендательную функцию. Он означает: «здесь можно осуществить переход дороги, если хочешь». А для автомобилистов это очень серьезный знак. Немногие знают, что он относится к группе знаков особого предписания, а это значит, необходимо неукоснительно выполнить соответствующие действия: снизить скорость вплоть до обязательной остановки транспортного средства, если есть пешеходы, которые хотят перейти или уже переходят дорогу.

            Хочу подчеркнуть, что и на пешеходах лежит ответственность за собственную безопасность. После повышения штрафов за нарушения на пешеходном переходе для водителей, горожане стали почему-то более легкомысленно относиться к необходимости соблюдения правил, которые никто не отменял. Как говорится, «пошел не глядя». Нужно посмотреть налево, направо, убедиться в собственной безопасности и только тогда начинать движение.                                                                                                  

- По-моему, здесь речь идёт о взаимном уважении на дороге?

- Да, абсолютно верно! Водители не должны забывать, что и они сами, как только выходят из машины, становятся пешеходами. В свою очередь, прежние пешеходы рано или поздно могут оказаться за рулем. Давайте рассмотрим типичную ситуацию, с которой мы все сталкиваемся практически ежедневно. Автомобилист продвигается по внутридворовой территории и нетерпеливо сигналит пешеходам, желая поскорее заехать во двор или выехать оттуда. Возмущаются все участники - и водитель, и пешеходы, и в результате часто разгораются нешуточные конфликты. Водитель в данной ситуации неправ. Во дворе – пешеходная зона, а не проезжая часть, и пешеходы здесь в приоритете. Но вот ведь что удивительно: возмущающийся пешеход завтра садится за руль и тоже начинает сигналить. На сегодняшний день вопрос взаимного уважения на дорогах один из самых острых. Даже если удастся снизить уровень травматизма, воспитание взаимного уважения не исчезнет из перечня наших важнейших задач.

- Как организуется работа в данном направлении?

- Мы проводим разные акции. Название одной из них уже стало известным лозунгом: «Движение с уважением».

- Дарья, расскажите об этих акциях, пожалуйста.

- Представьте, что инспектора ГИБДД останавливают автомобилистов не за нарушение и не с целью проверки документов, а для того, чтобы поприветствовать и сообщить о проведении акции. Мы раздаем листовки с информацией и нередко полезные подарки – например, светоотражатели, которые можно прикрепить к верхней одежде детей, или автомобильные ароматизаторы с логотипами акции. У водителей это вызывает положительные эмоции!

- А недовольные бывают?

Да, но могу сказать из нашего многолетнего опыта – такое встречается очень редко. Подавляющее большинство водителей реагирует на нашу инициативу позитивно. Что нас очень радует! Самое главное – привлечь внимание к проблеме, тогда появляется шанс, что автомобилисты задумаются и, может быть, в определенной ситуации поведут себя более вежливо.

- Хотелось бы узнать, какова статистика по ДТП в Центральном районе?

- К сожалению, статистика не очень утешительна. На территории района заметен рост аварийности. К примеру, всего за семь месяцев этого года произошло 311 ДТП с пострадавшими – это на 72 происшествия больше, чем за такой же период прошлого года. Поэтому и усиливается профилактическая работа – как со школьниками, так и с водителями. Ситуацию необходимо менять.

- Согласно статистике, кто чаще выступает виновником ДТП – пешеходы или водители?

- Больше нарушений всегда фиксируется со стороны водителей. Цифры красноречиво об этом свидетельствуют: из 311 случаев по вине пешеходов случилось 46 ДТП.

- Какие нарушения со стороны водителей наиболее часты?

- Это нарушение правил перестроения, правил обгона, несоблюдение скоростного режима, неподчинение сигналу светофора, нарушение правил проезда пешеходных переходов, несоблюдение дистанции. Очень много столкновений, наездов на препятствия. И вот ведь парадокс – это элементарные правила, с которыми обязаны быть знакомы все водители, а нарушений масса! Главная причина ДТП – нежелание неукоснительно следовать правилам дорожного движения. И речь не идет о мерах рекомендательного характера – например, воздержаться от поездок за рулем в случае сложных погодных условий (гроза, туман, гололед, снегопад). Мы не можем справиться с базовым пониманием степени ответственности каждого водителя и пешехода за свою жизнь и, что еще более существенно, за жизнь других людей, тем более детей! Когда случаются непоправимые вещи, время не пустишь вспять. А результатом может стать лишение свободы, инвалидность, да и что может быть страшнее груза вины за содеянное?..

- Всем известно, что наилучшее лекарство – это профилактика. Что мешает вырастить поколение грамотных, ответственных пешеходов и водителей? Какие трудности возникают у вас при работе со школьниками?

- Из года в год мы повторяем одно и то же: самое сложное в работе с детьми – это их родители!            Могу описать типичную ситуацию: мы приходим в школу, общаемся с детьми, все время стараемся изобрести более интересные и эффективные способы донесения жизненно важной информации. И дети, какой вопрос им ни задай, всё знают! И что нельзя переходить на красный свет, и что вне зоны пешеходного перехода нельзя пересекать дорогу, и что нельзя говорить по телефону, когда дорогу переходишь! И вот уезжаем мы в следующую школу, а на обратном пути видим, как мама ребенка, который буквально час назад отвечал нам на все вопросы правильно, ведет свое чадо через дорогу за руку на красный свет, да еще вне зоны пешеходного перехода! С этим, к сожалению, невозможно бороться! Это очень грустно. Почему-то люди не хотят подумать о завтрашнем дне. Сегодня твой ребенок перешел с тобой на красный и ничего не случилось, а завтра он пойдет здесь один… Дети хотят равняться на своих родителей и, безусловно, будут им подражать, нарушая правила. Почему-то люди думают: «Со мной этого не случится». Это неправильно! Как донести эту простую истину до людей, особенно до родителей?!

- Наверное, для этого нужно проводить какие-то мероприятия и для родителей…

- Конечно, мы стараемся что-то придумать, чтобы вовлечь родителей вместе с детьми в процесс дополнительного образования. С этого года, к примеру, будем проводить в Центральном районе конкурс «Родители-водители». Мероприятие проходит в игровой соревновательной форме, что создает условия для объединения родителей и детей в решении общих задач. Желание победить пробуждает командный дух и дает отличный результат! Мы очень благодарны тем родителям, которые откликаются на нашу инициативу и готовы «пожертвовать» своей субботой и провести время с пользой вместе со своим ребенком!

- Расскажите, как складывается сотрудничество вашего отдела с муниципальными образованиями района?

- Сотрудничаем мы активно, и, в первую очередь, в вопросе информирования населения (это у нас называется «предание огласке»). Муниципальные образования размещают на своих ресурсах (сайт, газета, бегущая строка) информацию, которую мы на постоянной основе предоставляем, и тем самым оказывают нам содействие в проведении профилактических мероприятий.

Беседовала Анна Васильева

Новости партнеров: