ИСКУССТВО | Интервью с художником Лидией Леонтьевой

25.10.2013 12:34 141
В Санкт-Петербурге живет самобытный художник Лидия Леонтьева, которую часто

В Санкт-Петербурге живет самобытный художник Лидия Леонтьева, которую часто называют Лидией Режиле по названию ее авторской техники – «Рельефная Живопись Леонтьевой». Художница создает в своих работах неповторимую атмосферу, объединяя живопись с объемными барельефами, превращая изображение на картине в реальный мир. Лидия Леонтьева родилась в 1963 году в Ленинграде. Она является членом Союза искусств Санкт-Петербурга, действительным членом профессионального общественного объединения РОО «Арт-терапевтическая ассоциация».

- Лидия, расскажите, пожалуйста, как давно вы ощущаете себя художницей?

- Я могу сказать, что художницей я чувствую себя с детского сада. Однажды моя мама, придя за мной в садик, столкнулась с преподавателем рисунка и та ей сказала: «Вы знаете, у вас очень талантливая девочка, она будет художницей». Мама тогда очень удивилась и спросила: «Почему?». Педагог показала ей мои рисунки, на которых были какие-то пауки, и отметила, что у меня очень нестандартное мышление. Мама тогда не очень поверила преподавателю. Но сейчас она нередко вспоминает этот случай и гордится мной.

- Когда началась ваша профессиональная карьера?

- Моя карьера скульптора началась очень необычно. Задатки скульптора-художника проявились во мне с ранней юности. Я училась в художественном училище, и город выдвинул меня для участия в Выставке Достижений Народного Хозяйства (ВДНХ).

            Тогда мне было 17 лет, и я занималась у известного ленинградского скульптора Петра Моисеевича Криворуцкого. Не могу не сказать о моем учителе. Он был очень талантливым скульптором и замечательным человеком. Из его рук выходили великолепные бюсты.

Для ВДНХ я готовила композицию «Ленин с матерью». Целый год лепила полутораметровую скульптуру. Это очень тяжелая во всех отношениях работа: каркас нужно плотно набивать глиной, а если в скульптуре останутся воздушные полости, ее просто разорвет. Глина оказалась не очень качественная, в ней попадались осколки стекла, и я изранила все руки, очень измучилась. Но мои страдания оказались не напрасны, мне вручили почетную грамоту и золотую медаль «Юный участник ВДНХ». А главным призом для победителей стало путешествие по городам России.

- Расскажите о своем творческом пути.

- Можно сказать, что всю свою жизнь я нахожусь в творческом поиске. В перестроечные времена работала в кооперативе, разрабатывала модели сувенирных скульптурок: кошечки, собачки… Следующим этапом стала работа на «Ленфильме» в качестве художника. Иногда это был творческий процесс, иногда чисто технический. Например, я занималась шрифтами – текстовые «шапки» для кадров были тогда рукописными. Каждая буква создавалась отдельно, конечно, готовые шрифты существовали и в то время, но такие режиссеры, как Сокуров, Бортко, любили шрифты новые, оригинальные. Мой Ленфильмовский период закончился с «крушением» киностудии. Передо мной встал вопрос о работе. Я стала на продажу расписывать ткани, сувениры, украшения, это приносило мне небольшой доход. Но жажда чего-то большого, настоящего мучила меня. И в тот период я начала писать свои лепные картины. Первыми из них стали «Цветистые линии». Это были работы, на которых цветные линии разматываются, как клубок, и из них получаются сюжеты. Для меня линия важнее всего, она должна быть совершенна, идеально выточена.

- Какую роль в вашем творчестве играет наш родной Санкт-Петербург?

- Я урбанист, я родилась в этом городе, здесь жили мои бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Мой прадедушка был регентом в Преображенском Соборе, скрипачом у Николая II, дирижером. Мой дядя, Виктор Михайлович Лебедев – известный советский композитор, написавший огромное количество музыки к фильмам, в том числе «Небесные ласточки», «Будьте моим мужем», «Гардемарины, вперед!». Виктор Михайлович – Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист России. Так что у нас в семье все музыканты или, по крайней мере, занимались музыкой достаточно серьезно. Видите, у меня и рояль стоит, но я не играю. В нашей интеллигентной петербуржской семье, слишком правильной, наверное, я оказалась «протестанткой». Мне всегда хотелось делать только то, что нравится мне. Меня заставляли играть, а я рисовала!

Петербург не только вдохновлял меня, он является одним из героев моих произведений. У меня была целая серия, посвященная Петербургу. Сегодня от нее почти ничего не осталось, все работы раскуплены. Многие покупали мои картины, уезжая жить за границу, для меня это важный показатель... Значит, то, каким я вижу мой любимый город, близко не только мне. И люди хотят увезти кусочек своего Петербурга в моих картинах.

- Вы являетесь автором нового направления: живописи в технике «Режиле». В чем ее уникальность?

- «Режиле» – Рельефная Живопись Леонтьевой. Здесь два компонента: скульптура и роспись. А особенность техники в том, что объем я направляю вовнутрь картины. Линии, контуры для меня как волны. Поэтому картины «живые», при смене ракурса и/или освещения всё меняется. Мой папа моряк, поэтому, наверное, я так люблю волны-линии. Картины для меня – это и архитектура, и театр одновременно. Такова и неповторимая петербуржская архитектура – совершенство линий и изменчивость смыслов в зависимости от освещения.

- Что, кроме Петербурга, вы любите рисовать?

- Я рисую портреты реальных людей. В портретах для меня, думаю, как и для любого художника, более всего важны глаза. В них действительно отражается мир, человек «читается» по глазам. Техника, в которой я работаю, особенно сложна для портретов, потому что я создаю объем, который зажат в определенном пространстве, а в портрете нужно добиться «живости». Эта работа требует колоссальной концентрации, мазки должны быть очень выверены.

- Вы работаете как художник интерьеров. Как применяется ваша техника в этой области?

- Я участвовала в оформлении разных помещений. Меня приглашают, когда проектировщики и архитекторы сделали свою работу. В зависимости от объекта и заказчика задачи разнятся. Но, как правило, я должна сделать так, чтобы пространство заиграло и наполнилось смыслами, стало приятным и притягательным. Мои работы можно увидеть в петербургских ресторанах и кафе, например, паб «РомБаба» на улице Марата. Много частных интерьеров, особенно в загородных домах. В одном из особняков я создавала потолок в виде кроны дерева. Получилось очень красиво. Ну, а физически это очень тяжелая работа. Стоять много часов с поднятыми руками и вылепливать объем – непростая задача. При этом, как правило, в других помещениях дома идет стройка. Значит, возникают самые разные помехи: и шум, и грязь, и пыль. Но какая красота получается в результате! Такая награда компенсирует художнику все неудобства и мучения!

- Лидия, в последние несколько лет вы активно практикуете арт-терапию. Расскажите, пожалуйста, об этом.

- Ко мне приходят на занятия люди, которые совершенно не умеют рисовать. И за одно-два занятия происходят чудеса! Посмотрите, по моей методике они рисуют тушью при помощи тонкого перышка. Это очень сложно без специальных навыков. Но у всех получается! Конечно, в мою задачу не входит научить рисовать. Во главе угла для меня добро и помощь. Арт-терапия – способ снять напряжение и устранить психологические зажимы. Мои ученики дают мне обратную связь, и каждому удается чего-то достичь. Кто-то конфликтует с домашними, и получается снять остроту конфликтов, кто-то не уверен в себе – удается раскрепоститься, кто-то получает дополнительные силы для борьбы с недугами. Люди начинают лучше себя понимать и выправляют свою жизнь. 

Вы работаете по авторской методике?

- Да, я придумала технику, которую назвала «цветистая графика». Как вы можете видеть, это графика, и с формальной точки зрения цвета в ней нет. Но в том-то и чудо: в процессе работы с рисунком приходит и цвет, и свет, и объем.

Мы живем в прекрасном городе, вокруг нас красота – это должно быть для всех нас стимулом к тому, чтобы развиваться и самосовершенствоваться. Я применяю это к себе, я стараюсь помочь людям видеть прекрасное, создавать прекрасное, открывать прекрасное в себе и других. От нас многое зависит, мы творцы своей жизни!

Беседовал Иван Иванов

Новости партнеров: