«Театр Лермонтова»: от мейерхольдовского «Маскарада» к парадоксальному «Што-ссу»

21.10.2015 11:30 125
Выставка «Театр Лермонтова» откроется на Литейном пр., 19, в пятницу 23 октября.

Санкт-Петербург, 21 октября. Совместный выставочный проект Центральной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова и Санкт-Петербургской Государственной театральной библиотеки - «Театр Лермонтова» - откроется на Литейном пр., 19 в пятницу 23 октября.

Экспозиция знакомит  с историей драматических и музыкальных постановок произведений М. Ю. Лермонтова на отечественной сцене с 1880 по 1954. Жемчужина лермонтовского собрания Театральной библиотеки - эскизы Александра Головина (1863 – 1930) к знаменитой постановке Всеволода Мейерхольда «Маскарад» (на фото). Об этом великом классическом спектакле (премьера в Александринском театре 25 февраля 1917) и его оформлении написаны сотни исследований и театроведческих работ. Эскизы костюмов к постановке  показывались на многочисленных выставках и хорошо знакомы любителям театра.

Работы другого большого мастера, Константина Коровина (1861 – 1939) – эскизы к знаменитой опере А. Рубинштейна «Демон» (Мариинский театр, 1902) пока известны заметно меньше, но так же не могут оставить зрителей равнодушными. Дополняет выставочный рассказ о постановках «Демона» эскиз декорации Софьи Юнович (1910 – 1996). Опера была исполнена в 1954 в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова. Забытый ныне композитор Б. Фитингоф-Шель на сюжет «Демона» написал оперу «Тамара», премьера которой состоялась на сцене Мариинского театра в 1886. На выставке представлены эскизы костюмов Александра Штакеншнейдера (1842 – 1901) к этой постановке.

Еще один лермонтовский сюжет воплощен в опере А. Рубинштейна «Купец Калашников». Эскизы костюмов к постановке Мариинского театра (сезон 1889) выполнены знатоком русского костюма Евгением Пономаревым.

На открытии «Театра Лермонтова» будет показан отрывок из спектакля «Што-с» режиссера-постановщика Алексея Злобина (московский театр «АртГнездо»). Мистификация-скерцо по незаконченной повести М. Лермонтова «Штосс» никогда не имела сценического воплощения. А между тем, она заряжена драматургическим парадоксом и поэтической страстью автора «Маскарада» и «Героя нашего времени». Через призму изящной миниатюры лучится весь спектр лермонтовских мотивов. «Што-с» - роковая шутка о картах, привидениях, любви и… И, конечно же, об ее авторе.

Новости партнеров: