День Реформации – праздник в честь основания Евангелической церкви

31.10.2015 09:11 197
31 октября лютеране празднуют День Реформации, который считается днём основания Евангелическо-лютеранской церкви.
 Лютеранская церковь Святых Петра и Павла

31 октября лютеране празднуют День Реформации, который считается днём основания Евангелическо-лютеранской церкви.

31 октября 1517 года доктор папского богословия, профессор Виттенбергского университета, монах-августинец Мартин Лютер прибил к дверям приходской церкви города Виттенберга свои знаменитые "95 тезисов" с острой критикой в адрес католических догматов. В некоторых лютеранских церквях праздник 31 октября принято называть Днём тезисов Лютера.

Мартин Лютер родился в 1483 году в городе Эйслебен (Саксония). Он был сыном бывшего крестьянина, Ганса Лютера, который переехал в Эйслебен в поисках лучшей жизнь. Здесь Ганс Лютер занялся горным делом в медных рудниках, однако вскоре после рождения Мартина он решил перевезти свою семью в горный городок Мансфельд. В Мансфельде Ганс Лютер уже стал зажиточным бюргером.

В  14-летнем возрасте родители отдали Мартина в францисканскую школу города Марбург. Здесь Мартин впервые начал зарабатывать деньги – пением под окнами набожных горожан, в компании своих друзей. В 1501 году по решению родителей Лютер поступил в Эрфуртский университет, а 1505 году он получил степень магистра свободных искусств и начал изучать юриспруденцию. В тот же период Мартин Лютер вопреки воле отца поступил в Августинский монастырь, который также находился в Эрфурте.

Конкретная причина ухода Мартина Лютера в монахи неизвестна, однако в качестве возможных принято выделять три. Бытует мнение, что это случилось из-за тяготения «сознанием своей греховности». Согласно ещё одной версии, Лютер не мог вынести чрезмерную строгость родителей. Третья версия согласно которой Мартин просто однажды попал в жуткую грозу и с испугу дал обет монашества, и вовсе походит на легенду. Тем не менее, сторонники всех версий едины во мнении, что ещё одним важным фактором стало знакомство Мартина Лютера с участниками кружка гуманистов. О своей монашеской жизни Лютер позже писал, что она была очень сложной. Однако это не помешало ему быть примерным монахом и выполнять все предписания, и к 1507 году он вступил в Августинский орден и стал священником.

В 1508 году Лютера отправили в новый Виттенбергский университет, где он одновременно преподавал и учился, чтобы получить докторскую степень теологии. А в 1511 году Мартин Лютер отправился по делам ордена в Рим. Именно там он впервые лицом к лицу столкнулся с  развращённостью римско-католического клира.

В 1512 году Лютер получил степень доктора богословия, после чего занял должность профессора теологии. Он продолжал кропотливо изучал Библию, а помимо своих обязанностей преподавателя он являлся смотрителем 11 монастырей, а также проповедовал в церкви.

Несмотря на свою бурную деятельность, внутри себя Мартин Лютер переживал духовный кризис. Ему казалось, что он постоянно пребывает в состоянии ощущения греха. Это продолжалось до тех пор, пока однажды Лютер не решил, что открыл для себя иное понимание Посланий св. Павла: «Я понял, что божественную праведность мы получаем последствием самой веры в Бога и, благодаря ей, тем самым милостивый Господь оправдывает нас последствием самой веры». А дальше он стал разрабатывать концепцию, согласно которой, оправдание верующий получает лишь благодаря своей вере в милость Бога» (1515—1519 г.г.)

18 октября 1517 года папа Лев Х выпускает буллу о продаже индульгенций в целях «Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». После этого Мартин Лютер не выдерживает и взрывается критикой роли церкви в спасении, которая и была выражена в его знаменитых 95 тезисах. 31 октября 1517 года он размещает тезисы на дверях приходской церкви города Виттенберга. Также Лбютер отправляет свои тезисы епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому.

И если предшествовавшие Мартину Лютеру гуманистские выступления против папства и индульгенции затрагивали эту проблему с точки зрения человечности, то критика Лютера была направлена непосредственно против догматов Католической церкви. В первую очередь он объявляет несостоятельным догмат, согласно которому, церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между богом и человеком.

По Лютеру, священники не являются посредниками между богом и человеком, они должны направлять паству на истинный путь и являть собой пример образцовых христиан. А единственный путь к спасению, по его убеждениям, лежит именно через веру, а не через церковь. Мартин Лютер объявил об отвержении авторитета папских декретов и посланий и призвал считать главным источником христианских истин не институциональную церковь, а Библию.

Считается, что именно Мартин Лютер дал начало масштабному движению Реформации, охватившее Западную и Центральную Европу XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией. В результате реформации и зародилась третья после православия и католицизма разновидность христианства, получившая название Протестантизм.

Согласно протестантской теологии, Библия является единственным источником христианских доктрин, Христос – единственным посредником между человеком и богом, а божью милость, как и спасение, можно заполучить только верой.

В свою очередь, протестантизм сыграл огромную роль в появлении национальных, светских государств, где возможность церкви влиять на общественно-политическую ситуацию упразднилась.

 

Автор: Роман Кадулин. 

Новости партнеров: