Предельная мера оптимизма петербургского бюджета 2016

18:03 28.10.2015 193
Бюджет Санкт-Петербурга на 2016-й год преодолел первое чтение в городском парламенте. 39 депутатских голосов «за» и 11 – «против».

Санкт-Петербург, 28 октября. Бюджет Санкт-Петербурга на 2016-й год преодолел первое чтение в городском парламенте. Ожидаемая критика документа в среде парламентариев присутствовала, но в целом принятие законопроекта прошло довольно гладко: даже с учетом презентации альтернативного варианта бюджета от оппозиции депутаты и чиновники не вышли за рамки регламента и в кои-то веки вовремя отправились на перерыв. 39 депутатских голосов «за» и 11 – «против». НЕВСКИЕ НОВОСТИ задокументировали позицию народных избранников в вопросе будущего денег налогоплательщиков.

Законопроект «О бюджете Санкт-Петербурга на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» презентовал в ЗакСе губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. Он изящно закольцевал свое двадцатиминутное выступление «оптимизмом», правда, если в начале выступления «доля оптимизма» была «большей, чем у других регионов», то к концу выступления она достигла «меры, близкой к предельной».

«В начале своего выступления я сказал, что внесенный в Законодательное собрание проект бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов составлен с большей долей оптимизма по сравнению с другими регионами. Но для нас самих это – мера оптимизма, близкая к предельной, – говорил Полтавченко. – В документе, предложенном к первому чтению Законодательному собранию, нет проектов, которые не могут быть реализованы в краткосрочной перспективе, либо требуют дополнительных средств из городской казны уже в 2016 году, либо вообще не содержат очевидной выгоды для города. Считаю, что предложения ко второму чтению могут быть направлены только на усиление приоритетов за счет отказа от необязательных расходов, сокращения наименее значимых мероприятий и мобилизации резервов».

Доходы бюджета города, со слов Георгия Полтавченко, составят 432,6 млрд рублей, расходы – 483,2 млрд рублей, а дефицит окажется в районе 50,6 млрд рублей. 92% всех расходов бюджета запланированы в составе 17 государственных программ Санкт-Петербурга. Почти половину всех предусмотренных расходов – 235 млрд рублей – аккумулируют три госпрограммы социальной направленности: «Развитие образования», «Развитие здравоохранения» и «Социальная поддержка граждан».

Что касается социальной поддержки, то губернатор предусмотрительно «подстелил соломки» на будущее, заранее предупредив, что в скором времени льготы станут дифференцированными для семей с разным уровнем дохода. «Многодетная семья бизнесмена, зарабатывающего в месяц несколько сотен тысяч рублей, и многодетная семья, где папа и мама – простые работники, – это несколько разные многодетные семьи. И не вполне справедливо, что они, как сегодня, за услуги государства платят одинаково и льготы имеют одни и те же. Наша социальная система во многом остается старой, по сути – советской, хотя за окном уже совсем другая реальность. Но я хорошо понимаю, что Петербург был, есть и будет городом с обостренным чувством справедливости. И каждый шаг к повышению адресности льгот, необходимо делать предельно осторожно, предваряя его точными расчетами и самой широкой общественной дискуссией, - заявил Полтавченко. – На этапе подготовки бюджета 2016 года считаю такие шаги преждевременными. Но, хотим мы этого или не хотим, нам придется к ним вернуться при разработке бюджета 2017 года. И детально проанализировать соотношение выделяемых средств с количеством и качеством получаемых населением услуг».

Туристический сектор получит возможность рассчитывать на поддержку городского бюджета. Расходы по госпрограмме «Развитие сферы культуры и туризма в Санкт-Петербурге» в 2016 году увеличиваются на 25%, с 16 до 20 млрд рублей. Расходы на развитие транспортной инфраструктуры увеличится с 82 до 93 млрд рублей, почти 20 млрд рублей пойдут на развитие метрополитена. В то же время Полтавченко предупредил, что цены на проезд в общественном транспорте неминуемо вырастут. А если кто-то с этим не согласен – пусть подскажет источники финансов для компенсации затрат транспортников. «Если у кого-то есть конкретные предложения, какую статью бюджета пустить «под нож», чтобы выплатить компенсации перевозчикам, а для пассажиров оставить все, как есть - давайте обсуждать. Только это должны быть действительно серьезные идеи с расчетами. А не призывы снять деньги со строительства нового стадиона и достроить его за счет ФК «Зенит» или за счет федерального центра», - сказал губернатор.

Спикер ЗакСа Вячеслав Макаров поддержал позицию градоначальника, согласно которой нужно определиться с приоритетами и отсечь все лишнее: «Старая сказка гласит, что из одной бараньей шкуры можно сшить две шапки, которые согреют двух человек, но можно выкроить и сто шапок, которые не согреют никого. В кризисной ситуации нельзя рассматривать источники бюджетных доходов как бездонную бочку. На мой взгляд, расстановка этих приоритетов должна базироваться на принципе: «необходимые расходы следует сохранить, полезные – отложить, а излишние – полностью прекратить».

Лидер фракции «Яблоко» в ЗакСе Григорий Явлинский голосовать в поддержку проекта бюджета отказался. По его мнению, проект бюджета никак не учитывает экономический кризис, а он продолжит влиять на состояние российской экономики. «Разрабатывать бюджет на 3 года в условиях кризиса – это просто трата времени», – уверен Григорий Явлинский. Политик считает, что в ближайшие годы существенно снизятся доходы бюджета города, а дефицит бюджета будет нарастать. В свою очередь, экономические прогнозы городского правительства, по его словам, ни разу «даже близко» не подошли к реальности. По традиции, Явлинский напомнил об анонимной депутатской поправке, без устранения которой планировать бюджет вообще не имеет смыла: «Сохранение этой поправки ведет к тому, что формирование бюджета идет некачественно, потому что разработчики знают, что большинство депутатов поддержат проект бюджета «в любом случае» – в обмен на использование средств этой поправки».

«Семь претензий КПРФ» прозвучали в адрес проекта городского бюджета на будущий год из уст главы фракции КПРФ в ЗакСе Владимира Дмитриева. Он сходу заявил, что голосовать за принятие документа в первом чтении не будет. «У нашей фракции есть минимум семь претензий к этому документу, - начал Дмитриев. – Основные показатели проекта бюджета не соответствуют объективной реальности». Доходная часть бюджета традиционно занижена, в этот раз, говорит Дмитриев, не учтены доходы бюджета в размере 10 млрд рублей – 2,5 млрд рублей доходов из федерального бюджета, 5,1 млрд налогов на имущество и транспортный налог за счет повышенной собираемости и еще 2,5 млрд неналоговых доходов. А вот размер госдолга завышен, уверен коммунист. Дмитриев заявил также о заложенных в бюджет необоснованных субсидиях монополистам, имея в виду, в частности, транспортников. Неудовлетворенность депутата вызвало сокращение финансирования адресных инвестиционных программ, нехватка средств на уборку новых дорог, ремонт образовательных учреждений и еще целый ряд пунктов.

Депутат Максим Резник от имени группы беспартийных депутатов презентовал альтернативный вариант бюджета города на 2016-й год, подготовленный петербургскими парламентариями совместно с депутатом Госдумы Оксаной Дмитриевой. Этот вариант документа Резник рад был бы видеть на столах чиновников, когда будут продумываться поправки к губернаторскому проекту.

«Губернаторский проект бюджета страдает существенными пороками. Фундаментальный порок – у правительства нет диагноза происходящего в городе. Правительство напоминает врача, который лечит больного от неизвестной болезни», - сказал Резник. По убеждению авторов альтернативного проекта бюджета, прогнозы по доходам в губернаторском проекте бюджета завышены примерно на 15-20 млрд. Также Резник заявил, что считает «абсолютно порочной практику заимствований». Обслуживание госдолга Петербурга вырастет в шесть раз, почти на 600% , уверен депутат. Это недальновидная политика, это психология временщиков, у которых «после нас – хоть потоп», - заявил Резник.

Нерациональных расходов бюджета оппозиционеры насчитали на 61 млрд рублей, больше, чем запланированный дефицит бюджета. Также не обоснованными были названы приоритеты при финансировании строительства новых станций метрополитена. Вместо очередной малонагруженной станции на Крестовском острове следует создавать метро в Красносельском районе, убеждены авторы альтернативы бюджета 2016. Задачами альтернативного бюджета группа беспартийных депутатов назвала, в том числе, реиндустриализацию экономики, пресечение безвозмездного разбазаривания участков под строительство коммерческой недвижимости, свертывание пирамиды госдолга, оптимизацию управления госрасходов и экономию на амбициозных проектах.

Примечательно, что уже по традиции  голосовать поименно за или против проекта бюджета парламентское большинство отказалось. Так что судьбу законопроекта в первом чтении решило тайное голосование. Его итог известен.

Текст: Юлия Медведева

Новости партнеров: