Понедельник, 20 марта 2023
7

Санкт-Петербург

Проект «Частная жизнь»: сто лет феномена семейной фотографии в России

Выставка «Частная жизнь. Семейный альбом из собрания «Росфото» в зале Дворового корпуса исследует интересный художественный феномен и социальную традицию семейного фотографического архива в России. В центре исследовательского внимания «Частной жизни» находятся семейные фотоальбомы и коллекции частных фотографий периода 1850 - 1950.

Очевиная фрагментарность, разрозненность домашних фотоархивов, объяснимая обилием исторических катаклизмов в стране, тем не менее сложилась в экспозицию, которая дает возможность пытливому уму проследить историю развития семейного альбома на протяжении века - от зарождения российской светописи до массового увлечения фотографией в советской период. Кроме того, «Частная жизнь» исподволь, в точном соответствии с историческим генезисом явления, подводит зрителя к нынешнему, утвердившемуся подходу к созданию и оформлению семейного фотоархива.

Появление первых фотоаппаратов в России относится к 1839, в 1840-х светопись уже в массовом порядке заменяет живопись при создании портретных образов: дагерротип, технологический предшественник фотоотпечатка, становится фамильной реликвией и берет на себя социально значимую функцию формирования родовой галереи образов членов семьи в домах высшего общества.

К 1890-м, с развитием и упрощением фотографических технологий, геометрически возрастает число портретных фотоателье. Появляется фотография малого («карманного») формата, доступная по цене и по местам изготовления. С этого момента фотография семейного альбома получает массовое распространение, становится социокультурным явлением.

«Частная жизнь» в «Росфото» представляет как истории, навсегда ставшие анонимными, так и семейные сюжеты из жизни известных российских семей: фотографии графа Д. И. Толстого, скульптора В. А. Беклемишева, врача Г. А. Дмитровского, астронома Е. Л. Кринова, химика и археолога В. Н. Кононова, художника М. В. Добужинского. И те, и другие в равной степени интересны: они не только заостряют ретроспективный «фокус» явления, но и подвигают зрителя задуматься об истинных фундаментальных ценностях частной жизни, которые не зависят ни от исторического контекста, ни от смены общественных формаций.