Монстры плакатного конструктивизма в "Росфото": Александр Родченко, Густав Клуцис, Эль Лисицкий

07.12.2015 16:14 163
Завтра в Парадном корпусе Государственного музейно-выставочного центра «Росфото» откроется выставка «Фотомонтаж в плакате конструктивизма»

Санкт-Петербург, 7 декабря. Завтра в Парадном корпусе Государственного музейно-выставочного центра «Росфото» (ул. Большая Морская, 35) откроется выставка «Фотомонтаж в плакате конструктивизма».

Экспозиция знакомит с визуальными достижениями мастеров конструктивизма, единственного русского художественного течения, не имевшего западно-европейских «корней» и исторических предшественников. Для ознакомления доступны оригинальные плакаты из фондов Российской национальной библиотеки и фотографии 1920-30-х из коллекции музея «Росфото».

Конструктивизм, возникший в начале 1920-х, отводил плакату особую роль, противопоставляя его «буржуазной по своей природе» живописи, которая была объявлена принадлежностью свергнутого классового общества. Плакаты считались «картинами для пролетариата» и были (наряду с фотографией и кино) наиболее востребованным видом искусства промышленно-индустриальной эпохи.

Конструктивисты старались создать новый яркий визуальный язык, главной особенностью которого стало соединение типографских и фотографических элементов в единой динамичной композиции. Гротескные шрифты, плашки, линейки, восклицательные и вопросительные знаки активно «сращивались» с фрагментами эмоционально нагруженного фотоизображения, рождая новые ритм повествования, смыслы и генерируя самые неожиданные синергетические эффекты.

Александр Родченко и Густав Клуцис – теоретики и практики конструктивистской фотографии и плаката – разрабатывали тему фотомонтажа как нового вида агитационного искусства, которой декларировался самым революционным из всех приемов графического отображения действительности.

Фотомонтаж применялся широко и повсеместно, шел «победным маршем» по стране целое десятилетие. В 1931 вышло постановление ЦК ВКП(б) «О плакатной литературе», которое подвело теоретическую «основу» под якобы вредоносное и формалистское увлечение фотомонтажом. В 1932 многочисленные художественные группировки были ликвидированы, всей «изобразительной жизнью» в стране стало заведовать «министерство по делам художников», Союз художников СССР, адепт единственно верного художественного метода - социалистического реализма. Теоретические и практические вопросы фотомонтажа, так занимавшие мастеров конструктивизма, на долгие 30 лет исчезли из русской художественной жизни и возродились (в изрядно переосмысленном виде, разумеется) только в 1960-х, в эпоху политической «оттепели».

Новости партнеров: