Перерыв от рекламы

10.12.2015 18:10 210
Чиновники ищут способы "очистить" Петербург

Санкт-Петербург, 10 декабря

В октябре этого года в Государственную Думу был внесён законопроект, запрещающий распространение рекламы в ненадлежащих местах. С такой инициативой выступил Совет народных депутатов Кемеровской области. А на днях к решению этого же вопроса подключились власти Санкт-Петербурга.

В современных городах реклама приобретает серьезные масштабы и для её размещения находятся новые места. Тенденция последних лет – объявления на асфальте, которые портят облик нашего города.

НЕВСКИЕ НОВОСТИ спросили у экспертов, как бороться с назойливым «спамом» под ногами и законны ли действия «рекламщиков»?

фото

Красимир Врански, координатор общественного движения «Красивый Петербург»

Реклама на асфальте – проблема, с которой без инициативы властей не справится. Наконец стало известно, что Смольный готов подключиться к решению вопроса и даже готов выделить средства. Но пока чиновники рассматривают инициативы, наш город продолжает тонуть в потоке несанкционированного «спама». На Ваш взгляд, почему принятие единого решения требует такого количества времени?

Город для пешехода стал выглядеть грязно и отталкивающе, что раздражает и унижает горожан и снижает привлекательность Северной столицы для туристов. Фактически, из-за этого явления мы теряем право называться культурной столицей. Но на сегодняшний день очень много ведомств регулируют незаконную рекламу. Если бы этим занимался один комитет, например, это упростило бы работу. Все – значит никто!

Как именно удалять надписи эффективнее всего, чиновники пока не решили. Движение «Красивый Петербург» совместно с общественной экспертной группой «Улицы Петербурга» в этом году запустили петицию «За чистый город без рекламного мусора», где прописан комплекс мер по решению этой проблемы. Расскажите о них.

Так как проблема назрела очень давно, то мы создали волонтерский штаб по борьбе с незаконной рекламой. Туда вошло очень много людей. Среди них: волонтеры, урбанисты, дизайнеры. На примере других российских городов мы изучили удачные методики борьбы. Например, в Москве и Одинцово. Мы переняли их опыт и написали петицию. Необходимо внедрить эффективный механизм блокировки телефонных номеров и сайтов, указанных в рекламе. Для этого предлагается метод автоиформирования, автодозвона. В результате блокируется доступ к линии, и реклама становится неэффективной. Также нужно инициировать поправки в городское и федеральное законодательство, которые вернули бы полиции право привлекать к ответственности распространителей незаконной рекламы и проводить расследования в отношении организаторов и рекламодателей. Ну и обязательно провести общегородскую информационную кампанию, разъясняющую гражданам, что нельзя засорять улицы рекламой и объявлениями.

Проводили ли вы какой-то анализ, результаты которого показали, что реклама сексуальных услуг – наиболее распространенная?

Да, мы проводили подобный анализ. Основными заказчиками такой рекламы являются «фирмы», занимающиеся заведомо незаконной деятельностью: организаторы интим-салонов, мошеннических схем, изготовители фальшивых документов. В основном, реклама распространяется в Центральном и Адмиралтейском районах. До 70 % - это реклама скрытого сексуального характера, 20 % - этот общежития, кредиты. Всего лишь 5 % - это недобросовестные «рекламщики» и еще 5 % - это объявления о продаже или розыске домашних животных.

Не все желают, чтобы реклама, уродующая Петербург - исчезла. Приходилось ли активистам движения «Красивый Петербург» сталкиваться с агрессией или даже с угрозами?

В результате неэффективности, а во многих районах и полного отсутствия системной борьбы с этим явлением, расклейка подобных объявлений превратилась в большой отлаженный нелегальный бизнес. В городе открыто функционируют многие десятки «агентств», предлагающих подобные услуги, а для расклейки привлекаются целые бригады из нелегальных мигрантов. Когда «берешь их за руку» - начинаются разборки. От рекламы хотят избавиться все, кроме «расклейщиков» и «рекламщиков».

фото

Александр Ямщиков, юрист

На сегодняшний день реклама на асфальте – весьма распространенный бизнес. Серьезной проблемой в этой сфере является определение правового статуса. Что можно сказать о законности такой нестандартной рекламы? Каков её легальный статус?

Хотя, на первый взгляд, нанесение рекламы на тротуары и автомобильные дороги представляется незаконным, однозначного ответа на этот вопрос в абсолютном большинстве регионов вы не услышите. В Кодексе об административных правонарушениях города Москвы, например, есть статья 8.13, устанавливающая ответственность за несанкционированное нанесение надписей, изображений на конструктивные элементы подземных и наземных инженерных коммуникаций, зданий и сооружений. Столичным законом предусмотрен штраф для физических лиц до 2000 рублей, для юридических - до 15 000 рублей. Нанесение рекламы на тротуар или дорогу может, теоретически, быть признано вандализмом или хулиганством. Однако для этого должны быть иные веские основания: оскорбительный характер рекламы или, в случае вандализма, возможность признать такую рекламу оскверняющей объект, на котором она размещена. Если, к тому же, учесть, что для привлечения к ответственности необходимо установить лицо, которое нанесло надпись, дело становиться гиблым, о чем сторонники метода «партизанского» маркетинга прекрасно осведомлены.

На Ваш взгляд, каким методом можно бороться с рекламой на асфальте, которая портит городской ландшафт?

Полагаю, существует как минимум один действенный метод, который, конечно, потребует расходов, однако его результаты могут оказаться не только избавить Петербург от тротуарной живописи. Существует целая криминологическая теория - теория разбитого окна, согласно которой пресечение мелких правонарушений значительно уменьшает количество серьезных правонарушений и преступлений в мегаполисе. Таким образом, если уполномоченные службы будут регулярно закрашивать нанесенную на асфальт рекламу, это не только убьет спрос на соответствующие услуги. Это поможет улучшить криминогенную обстановку в городе.

 

Новости партнеров: