А на том берегу: как граждане посредством электронных петиций ведут диалог с властью

16:10 24.12.2015 141
Председатель фонда «Демократор» о силе, способной влиять на решение общественных проблем

Санкт-Петербург, 24 декабря

В Интернете уже несколько лет действует онлайн-сервис «Демократор». Он помогает наладить связь между гражданами и чиновниками. Именно здесь обсуждают проблемы, вносят инициативы и голосуют за петиции.

В интервью НЕВСКИМ НОВОСТЯМ председатель одноименного фонда Александр Борисов – о победах, сплоченности россиян и поддержке со стороны государства.

фото

Александр, насколько мне известно, проект был создан в 2010 году и даже был признан лучшим IT -проектом для государственного сектора. Но позже, по некоторым сведениям, «Демократор» приостановил свою деятельность. Что пошло не так?

Нет, «Демократор» никогда не приостанавливал свою деятельность. Портал всегда работал во благо людей, просто в один момент он перестал активно развиваться как интернет-ресурс. Мы с вами понимаем, что подобного рода площадка не может быть статичной, она требует своего развития и с точки зрения применения новых социальных технологий, и с точки зрения IT-инфраструктуры. Сейчас это новая глобальная сущность, Национальная общественная платформа «Демократор».

Потребность в обращении к властям у людей присутствовала, и пока «Демократор» развивался, в интернете запустили Change.org. Сейчас он очень популярен, но обе платформы похожи. Можете выявить уникальность «Демократора»? И уместно ли говорить о конкуренции, когда идет борьба за общее дело?

Мы абсолютно не видим конкуренции и считаем, что если интернет-ресурсы, сколько бы их ни было, повышают качество жизни наших граждан, значит, они все имеют право на существование и работу во благо людей. Однако, исторически, сложилось так, что «Демократор» был и остается первой площадкой в Российской Федерации, которая активно заработала в 2010 году и которая продолжает свое существование в наши дни. И не просто существование, а качественное развитие.

В чем наши сильные стороны… Например, «уникальность» пользователя, которая выражена в такой верификации, что каждый гражданин, или орган власти уверены, что именно настоящие, реальные люди поддержали ту или иную петицию, что придает вес самой проблеме и что профилактирует возможность искусственного придания проблеме важности, а равно манипулирования общественным мнением. Инструменты продвижения петиции, как через социальные сети, так и путем привлечения внимания к ним СМИ. Обязательный прямой диалог с органами власти. То есть не просто проблему озвучили и пообсуждали, но и подключили к ней органы власти через официальное коллективное обращение. В соответствии с российским законодательством не рассматривать его - невозможно.

На днях в Москве состоялся форум «Интернет Экономика». В приветственном слове президент нашей страны Владимир Путин заявил о том, что правительство готово оказывать поддержку интернет-проектам. В связи с этим, не кажется ли Вам, что разговоры о развитии «Демократора» очень символичны?

Я скажу откровенно, что внимание властей, в том числе первых лиц государства, всегда было приковано к вопросам эффективных коммуникаций граждан и органов власти. Ведь это не только разрешение проблематик, это и оценка эффективности управленцев, а равно формирование кадрового резерва, это вопросы купирования проблем на стадии их зарождения.

Не напрасно, при реализации Концепции Российской общественной инициативы на основании Указа Президента Российской Федерации № 601 от 7 мая 2012 года, в качестве экспертов привлекались сотрудники «Демократора». И здесь хотел бы отметить, что если подобного рода инициативы, например, в странах Запада идут снизу, то у нас это взаимное встречное направление в виде запросов общества и движения самих властей. Отчасти уникальная ситуация!

фото

На Ваш взгляд, возможно ли таким способом эффективно решить проблемы и ставить задачи перед чиновниками?

Безусловно, возможно. И это не просто заявление идеалиста, это реальный опыт работы «Демократора». Грамотный управленец заинтересован в существовании такого ресурса, ведь это не только его эффективная работа, это и обратная связь, и канал доведения результатов своей работы до людей.

Чиновники тратят огромные средства на формирование положительного имиджа и часто тратят деньги в никуда. Не нужно публиковать в каждой газете свои фото и транслироваться ежедневно на региональных телепередачах, «куда съездил», «кого выслушал». Не это - эффективность. Эффективность - дела и оценка этих дел населением.

Много ли победных, услышанных петиций? Есть ли примеры?

Безусловно, много. Мы понимаем, что их не может быть 100 %. Например, идею построить парковку во дворе дома могут не поддержать сами жители, поскольку такое строительство возможно за счет уменьшения территории детской площадки. Или строительство магистрали. Да, услышали, да, запланировали, но за один месяц дорогу построить не возможно, а там, где ее никогда не было, может потребоваться не один год. Однако строят, делают ремонты, меняют законодательство.

Мы помним яркий пример, когда прокурор Пензенской области вмешался в законодательство региона о предоставлении «жилья для молодых». И законодательство исправили, и более десятка чиновников понесли наказание. Или уникальную больницу № 31 в Санкт-Петербурге хотели закрыть ради переезда судей. Общественность возмутилась, и ее требования были приняты. Таких примеров очень и очень много, от оказанной помощи конкретному человеку до реализации общественных запросов. 

фото

Бывают ли откровенно глупые петиции?

Конечно, бывают, но, как правило, дальше публикации они никуда не идут. И это не наше желание, это, опять же, оценка адекватности требований в петиции самих пользователей. Примеры здесь приводить не буду, очень не хочется, чтобы люди так, «в шутку», решили бы их поддержать.

Сколько сейчас людей трудится над «Демократором»?

Это и штатные сотрудники в лице юристов, программистов, модераторов, и многочисленные волонтеры, которые отдают свое время, свои знания на пользу обществу. И число их растет.

А число пользователей электронной системы увеличивается? Если «да», то на Ваш взгляд, чем это обусловлено? Проблем в стране становится больше или люди активные и неравнодушные?

Информационно-коммуникационные технологии входят в нашу жизнь как ее непосредственный атрибут. Если еще 3-5 лет назад активность проявляли, в основном, жители мегаполисов, Москвы, Санкт-Петербурга и региональных столиц, то в настоящее время активистами становятся люди из самых различных уголков нашей родины. Да, пока крупные города преобладают, но ситуация выравнивается.

Сейчас в системе зарегистрировано около 1 млн. пользователей, это все реальные люди. Это миллион реальных граждан Российской Федерации и их число также растет.

Почему, на Ваш взгляд, подобный способ коммуникации так популярен в России?

На самом деле, это популярность не только в России, но и во всем мире. Ведь давайте вспомним, например, как было 10-20 лет назад. Чтобы обратиться в государственный орган, нужно было написать заявление на бумаге, отнести его в ведомство, отсидев очередь в приемной, либо направить по почте. Потом ждать, когда придет ответ и, в случае несогласия с ним, или «махнуть» рукой, или продолжать готовить документы. По вопросам эффективности направления обращения, компетенции и подведомственности органов никто не консультировал, не подсказывал, как правильно обжаловать решения об отказе в удовлетворении требований.

Сейчас практически все госорганы обзавелись общественными онлайн приемными, и то или иное заявление можно направить через интернет. Это удобно, если касается частных вопросов. Но есть проблемы и инициативы, которые требуют и обсуждения, и поддержки, и корректирования.

фото

Разжигание ненависти, пропаганда насилия. Это далеко не самый полный список того, что запрещено делать участникам платформы. Но как определить, что зарегистрированный человек вменяем?

Мы это не определяем. Не справку же из психоневрологического диспансера требовать. Адекватность просьб или требований, во-первых, определят сами участники «Демократора», во-вторых, и эта норма даже есть в Федеральном законе № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», если обращение лишено логики и смысла, то оно не рассматривается. 

На какие средства существует сайт? Пользоваться им россияне могут бесплатно?

Для граждан Российской Федерации абсолютно все сервисы на Национальной общественной платформе «Демократор» являются бесплатными. Если кто-то пожелает пожертвовать деньги на развитие ресурса, то мы с удовольствием их примем. Кроме того, мы постоянно получаем пожертвования и от граждан, и от социально ответственного бизнеса. Да, в последнее время это словосочетание «социально ответственный» сильно «избили» и местами дискредитировали, но такие меценаты есть, которые хотят качественных улучшений в жизни наших граждан.

Более того, мы получили грант от государства. Деньги, конечно, небольшие, но их достаточно, чтобы проект качественно развивался. И нам отрадно, что государство его поддержало, понимая важность платформы для всех.

Нам часто задают вопрос: а не станете ли вы теперь зависимыми от власти? Поэтому сразу отвечаю: предоставив грант, государство поддержало проект, но это не значит, что стало модератором процессов. Наоборот, есть заинтересованность именно в работе независимого ресурса, некоммерческого, который отображает ситуацию без лакировки и ретуширования, который позволяет людям, как во власти, так и вне ее - повышать жизненный уровень, собственный и общественный комфорт.

Если честно, то мы не любим проводить водораздел между обществом и властью. Чиновник в магазине не является рядовым потребителем? Судья или прокурор не стоят в пробках? Поэтому окружающая действительность одинакова для всех, и менять ее необходимо сообща, невзирая на чины, звания, национальность или религию. 

Скажите, у меня есть информация, что в 2016 году на портале будет запущен сбор средств на благотворительность. Так ли это?

Да, и это абсолютно новое явление в нашей действительности. Когда на «Демократоре» размещали петиции по типу «поддержите», «помогите собрать средства» и тому подобные, мы понимали, что эффективность таких запросов близится к нулю. Хотя, не скрою, что посредством диалога с властью, например, были закуплены медицинские препараты, осуществлена постановка в очередь на бесплатную операцию. Но это не решало всех проблем.

Сейчас петиции делятся на три вида: «Проблемы», «Инициативы» и «Благотворительность». С помощью последнего, мы можем собирать денежные средства для конкретных дел от конкретных организаций или людей. Мы, безусловно, будем проверять реальность проблем, на решение которых будет открыт сбор денежных средств, которые впоследствии будут перечислены нуждающимся в полном объеме.

Это удобный инструмент для благотворительных организаций, которые 90 % своего времени посвящают поиску ресурсов для, так называемого, фандрайзинга (сбор добровольных пожертвований – прим.ред.). Это удобно конкретным людям, кому требуется помощь. Это огромный агрегатор заявок с возможностью собирать под них средства и совсем скоро мы его представим!

фото

Новости партнеров: