Юбилей Ирины Соколовой: «Душа хранит воспоминания…»

15:56 30.12.2015 (обновлено: 15:56 30.12.2015) 132
Юбилейный вечер Ирины Соколовой стал наполненным светлой грустью воспоминанием о «золотом веке» ленинградской театральной жизни.

Санкт-Петербург, 30 декабря. Юбилейный вечер народной артистки России Ирины Леонидовны Соколовой «Душа хранит воспоминания…», прошедший в Государственном театре юных зрителей им. А. А. Брянцева, стал не только торжественным чествованием 75-летия любимой звезды ТЮЗа, но и наполненным светлой грустью воспоминанием о «золотом веке» ленинградской театральной жизни.

В этом смысле Ирина Соколова и время, когда она создавала свои самые важные театральные работы - Конек-Горбунок (спектакль «Конек-горбунок»), Бемби («Бемби»), Гена («Радуга зимой»), Офелия («Гамлет»), Дюшка («Весенние перевертыши»), Кошка («Кошка, которая гуляла сама по себе»), Маленький принц («Маленький принц») – действительно неразделимы. Это чувствовалось не то что в зале, где собрались ее нынешние и бывшие коллеги по труппе, актеры, театральные деятели и чиновники от искусства – это чувствовалось уже на подходе к ТЮЗу, где Ирина Соколова прослужила несколько десятилетий и где теперь она, увы, только лишь уважаемый и заслуженный гость.

Жанр торжественного юбилейного вечера консервативен и, за редким исключением, не допускает сценарных, конферансных и режиссерских вольностей. Юбилейный вечер Ирины Соколовой при внешней консервативности, классичности построения сценария (поздравление – отрывок из спектакля –воспоминание коллег и друзей о совместной работе) был от первой и до последней минуты пронизан духом неформальности, задушевности, редкой теперь уже интеллигентной сердечной теплоты.

«Душа хранит воспоминания…» О ком? О чем? О многом, конечно. Про что-то из своей театральной истории Ирина Леонидовна рассказала подробно, про что-то только намекнула, про многое (прежде всего, про трудности поиска на невероятной, головокружительной высоте общего уровня требований к творчеству и актеру в театре Зиновия Яковлевича Корогодского) юбилярша, конечно же, умолчала. Сотни сыгранных ролей, большинство из которых — главные в славной истории Ленинградского ТЮЗа, дают представление о масштабе дарования актрисы. Но, увы, навсегда сошли со сцены ТЮЗа, и вспоминают о них редко, в контексте «круглых» дат или профессиональных праздников.

фото,ирина соколова

На ролях Ирины Соколовой выросло несколько поколений петербуржцев. Нынешнее в этом смысле сильно обделено: ни архивные фото, ни редкие видеозаписи старых театральных постановок не могут передать игры тонкого ума, оптимизма, энергичности, витальности — всего того, за чем, собственно, люди любой общественно-политической эпохи приходят в хороший театр.

В 1998 году Ирина Соколова начала работать с «Экспериментальной сценой» Анатолия Праудина. Сегодня народная артистка играет в спектаклях театра «Балтийский дом», БДТ, «Русской антрепризы» им. А. Миронова, и, конечно же, в родном ТЮЗе – в постановках «Старосветские помещики», «Иудушка из Головлева» и недавней громкой премьере режиссера Адольфа Шапиро «Вино из одуванчиков, или Замри».

Безграничность амплуа Соколовой, ее потрясающая убедительность в любой работе — радость для искушенного зрителя. Ирина Соколова играла и сказочных мышек, и короля гномов из толкиеновской фэнтези-саги, и прыгающую японку в «Скорбном бесчувствии» Александра Сокурова, и даже нацистского бонзу Йозефа Геббельса – в еще одном кинопроекте этого знаменитого кинорежиссера. Сама актриса как-то призналась: «Я в жизни не отказалась, пожалуй, ни от одной роли. Ни в театре, ни в кино».
Чествование 75-летия Ирины Соколовой – это, пожалуй, самое лучшее приглашение немедленно смотреть ее современные работы, ведь театральная ткань времени бесконечно тонка и абсолютно невозвратима. 
 

Новости партнеров: