Петербург без соли: итоги прошедшей зимы

23.03.2016 14:58 286
Весеннее солнце полностью растопило снег и лед на дорогах Петербурга. Пришло время подводить итоги зимнего сезона уборки города с использованием ноу-хау - отказа от использования реагентов.

Санкт-Петербург, 23 марта. Весеннее солнце полностью растопило снег и лед на дорогах Петербурга. Пришло время подводить итоги зимнего сезона уборки города с применением ноу-хау - отказа от использования реагентов. Особенно актуальна эта тема в свете намерения городских властей эксперимент продолжить, от соли отказаться и посыпать Северную Пальмиру зимой цветной гранитной крошкой.

Обычно в год используют 100-120 тыс. тонн соли. В этом году на городские улицы высыпали только 20 тыс. тонн. Остальное спрятали под замок. Говорят, что жители довольны и пишут благодарственные письма, аварий на дорогах стало меньше, город под шапкой белого снега выглядел сказочно и радовал глаз. Комитеты Смольного предоставили "Комсомольской правде" данные об успехах эксперимента. Они пока промежуточные - официально зимний сезон закончится 16 апреля. По информации, предоставленной в Комитет по благоустройству городской станцией Скорой помощи, травм от гололеда стало на 10% меньше по сравнению с показателями прошлого года. Число жалоб снизилось с 1081 (по итогам прошлой зимы) до 980 (этой зимой). Сообщается, что комитет по благоустройству и дорожные предприятия города за отказ от применения соли получили сотни благодарностей от жителей.

Увы, не все граждане и не все специалисты склонны разделять восторг. Так, специалист Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Алексей Никитин сравнивает качество уборки двух столиц, Петербурга и Москвы, и не в пользу первого. Что касается отчетов о ДТП, к ним, по его мнению, стоит присмотреться внимательнее. Да, число аварий в Петербурге по официальной статистике уменьшилось на 19,5%. Эксперт предлагает присмотреться к структуре ДТП. "Что касается статистики по ДТП. У меня есть данные с официального сайта ГИБДД, по которым видно, что количество ДТП снизилось на 19,5% за январь-февраль 2016-го года. Если же мы смотрим на структуру этих ДТП, из-за чего они совершались, то очевидно видно, что количество совершенных ДТП по причине неудовлетворительных условий содержания улично-дорожной сети, то есть фактически гололеда, увеличилось на 75%. Об этом коммунальщики забыли сказать. Почему уменьшилось число ДТП? Например, уменьшилось число наездов на пешеходов, число выпавших из автомобилей граждан. Как это связано с гололедом? Как это связано с тем, как они убирают город? Я думаю, что никак", - сказал Алексей Никитин.

Эксперт обращает внимание и на благодарности - за что говорят спасибо горожане? За чистые дворы и тротуары или за красивый город, благодарить за который следует зодчих увы не наших дней? А вот информация к размышлению о снизившемся количестве травм: в 16-миллионной Москве число жалоб - 1200, в 5-миллионном Петербурге почти столько же - 980. Есть, о чем задуматься. "Для сравнения у меня есть статистика Москвы и Петербурга по травматизму. Дорожники в Петербурге хвалятся тем, что у них сократилось количество травматизма. Прошлый год - больше тысячи случаев, этот 980. При том, что в Санкт-Петербурге проживает 5 млн человек. Для сравнения, Москва - 16 млн человек. Статистика по травмам за весь зимний период - 1200 случаев. Если сравнивать два этих мегаполиса России, то качество содержания дорог в Санкт-Петербурге в разы хуже, чем в Москве, и об этом как раз говорит статистика по жалобам".

"Комсомольская правда" озвучила также данные, предоставленные Жилищным комитетом, отвечающим за уборку придомовых территорий: "В связи с применением новой схемы уборки в ведомство поступило свыше 6000 обращений. Большая часть людей не довольна работой коммунальных служб, нехваткой противогололедных средств на дорогах. Остальные возмущаются занесенными снегом крышами".

Опрос петербуржцев, данные которого озвучили для журналистов в пресс-центре "Комсомольской правды", показал, что жители скорее недовольны работой городских служб этой зимой. Качество уборки улиц горожане едва оценили на "троечку" - 2,88 из 5 возможных баллов. Худшей посчитали уборку дворовых территорий (2,57 из 5 баллов) и пешеходных зон (2,81 балла). За тройку перевалила оценка уборки прозжих частей дорожными службами - 3,25 балла. Свыше 80% опрошенных остались недовольны безопасностью тротуаров и улиц для передвижения. Непосоленные и не посыпанные песком дворы этой зимой неоднократно превращали пешеходные места в катки. Каждый второй (52%) респондент отмечает отсутствие положительных изменений в качестве уборки проезжей части от снега в Санкт-Петербурге. Причем, 27% из них говорят об ухудшении ситуации, а остальные не замечают изменений. Гололед, снег во дворах и снежные горы на крышах больше всего, как говорит статистика, раздражают женщин и пешеходов, автомобилисты и мужчины относятся к ним лояльнее. В опросе участвовали 750 жителей Петербурга.

О перспективах гранитной крошки вместо реагентов тоже еще стоит поразмыслить. В Комитете по благоустройству планируют следующей зимой использовать в качестве противогололедного средства гранитную крошку яркого цвета. Место потенциального применения - Васильевский остров или новые районы, где ввести новшество позволяет ливневая канализация. Предварительно предстоит обсудить ряд вопросов - справится ли система водоотведения с нагрузкой, нужны ли для нее специальные ловушки, сколько будет стоить модернизация системы водоотведения и обслуживания сетей и так далее. Но, например, московский специалист Алексей Никитин говорит, что гранитная крошка хуже мраморной. И в 2012 году в столице, предварительно поэкспериментировав на жителях, от нее отказались. Также выяснилось, что москвичи тащили крошку на своей обуви в метро. Она оседала на механизмах эскалаторов и ломала их. А еще твердые абразивные материалы истирают асфальт. Кроме того, что портится асфальт, образуется ненавистная петербуржцам пыль.

Что и говорить, тонны реагентов на дорогах, разъедающие обувь, лапы домашних питомцев, создающие грязь, это проблема. В то же время ни в одной стране мира, где есть зима и снег, от использования реагентов полностью не отказываются. Используют лучшее от всех технологий. Где-то мраморная или гранитная крошка, где-то соль, где-то иные смеси. Во дворах и на магистралях должны использоваться разные реагенты - это очевидно. Есть и альтернативные варианты: в Швеции улицы посыпают вымоченными в соляной смеси опилками. Практично и экологично. О чем говорят специалисты? Надо изучить не единственную возможность - гранитная крошка вместо соли - а множество разных вариантов. И провести перед их внедрением не только расчеты экономической выгоды, но и эксперименты на полигонах, а не сразу на городских дворах и улицах.

Из хорошего: по словам завкафедрой общей и военной гигиены Медицинского университета им. Мечникова д.м.н. Лилии Аликбаевой, в Петербурге используют реагенты только 4 (самого низкого) класса опасности, то есть практически безопасные с точки зрения воздействия на здоровье человека.

Юлия Медведева

Еще по теме:
Гранитная крошка вместо соли: В Петербурге подумывают о переходе на финские технологии

 

Новости партнеров: