Международный фестиваль балета DANCE OPEN – Петербургу и про Петербург

24.03.2016 16:25 228
Екатерина Галанова, руководитель DANCE OPEN, рассказала о перфекционизме, бесценных жизненных уроках и петербургском внутреннем ритме.

Екатерина Галанова, руководитель крупнейшего в России Международного фестиваля балета DANCE OPEN о перфекционизме, бесценных жизненных уроках и петербургском внутреннем ритме специально для ИА НЕВСКИЕ НОВОСТИ.

Расскажите об истории фестиваля. Что он значит для мира хореографии?
15 лет назад мы были небольшим проектом – начинали с серии мастер-классов для студентов, а также с балетных вечеров, которые посвящали творчеству великих танцовщиц и танцовщиков, вошедших в историю мировой хореографии. Этот выбор был не случаен. Наша цель состояла в том, чтобы не допустить намечавшегося обвала профессии, сохранить для Петербурга титул столицы балета, поддержать тех, кто своей блистательной работой представлял и прославлял русскую академическую школу на лучших сценах мира. 

Чего мы хотели для зрителя? Заново открыть для него балет – доступный и близкий, живой и захватывающий, понятный и не нуждающийся ни в каком переводе или адаптации. Нужно было, во что бы то ни стало, разрушить стереотип, связанный с восприятием балета как чего-то абстрактного, статичного и скучного.

Именно поэтому мы с самого начала сделали ставку на высочайшее мастерство и избирательный подход во всем. Помимо премьерных постановок самых востребованных хореографов и модных трупп, которые DANCE OPEN со временем начал привозить в Петербург, мы попробовали исполнительскую форму гала-концерта и не ошиблись. Это идеальный вариант для того, чтобы показать зрителю все самое лучшее и интересное, что существует сегодня в мировом балете; познакомить со звездными балетмейстерами и исполнителями, с ультрасовременными трендами и классическими шедеврами, с хитом из новой постановки, если нет возможности привезти целиковый спектакль.

Вот уже много лет Гала звезд мирового балета – визитная карточка DANCE OPEN. Это своеобразный балетный микс, позволяющий режиссеру выйти за пределы пространственно-временных рамок, а зрителю – прикоснуться к огромным и очень разным пластам культуры. 

В этом году нам исполняется 15 лет. Было бы нескромно давать оценку самим себе, пусть за нас это делают зритель и критик. Скажу лишь, что почти все билеты на спектакли юбилейного сезона на сегодня уже проданы. 

Когда и почему фестиваль стал интересен для европейских танцевальных коллективов?

Большинство участников фестиваля – иностранные труппы и артисты. Но это вовсе не потому, что нет пророка в своем отечестве… Так снобистски считают многие, и они не правы. Россия может и должна гордиться уровнем профессиональной подготовки балетных трупп, причем не только в Москве и Санкт-Петербурге. На высочайшем уровне пермская, новосибирская, казанская труппы. Есть невероятно талантливые молодые хореографы, которым, чтобы они раскрылись, нужно всего лишь не мешать, дать возможность работать. Сегодня такая возможность есть, и это здорово. Кстати, когда мы выезжаем в Европу, я с удовольствием включаю в программы балетных Гала лучшие работы отечественных хореографов, причем не только хрестоматийные, но и современные постановки. 

Что касается DANCE OPEN, то изначально в концепцию фестиваля мы закладывали задачу познакомить петербургского зрителя с тем, чего здесь увидеть невозможно: с тем новым, что происходит в разных труппах на разных балетных площадках мира. 

По какому принципу вы выбираете солистов и балетные коллективы на фестиваль? 

Нас интересует только лучшее, свежее и яркое, что есть в мире. Самое резонансное, возможно, спорное, но однозначно талантливое: то, что может претендовать на рождение нового стиля. И, конечно, золотой фонд мировой классики. Живой пример – включенная в программу юбилейного сезона одна из лучших в мире постановок «Ромео и Джульетты» в хореографии легендарного Кеннета Макмиллана и в исполнении Пермского балета, а также солистов Королевского театра Ковент Гарден. Это балет большой формы с уникальными аутентичными эпохе костюмами из бархата и парчи, с яркими декорациями. Несомненно, балет станет подарком всем, кто любит классику и придет 18 и 19 апреля в Александринский театр. 

Вообще, ежегодно о желании принять участие в DANCE OPEN заявляет гораздо больше коллективов и артистов, чем готов принять фестиваль. К примеру, скажу, что на сегодня контракты с ведущими мировыми труппами у нас подписаны до 2018 года и мы уже работаем над представительством 2019-го. Задача уговорить артиста или хореографа принять участие в фестивале никогда передо мной не стояла. И это при том, что у нас очень высокие требования: и к уровню мастерства, и к репертуару. 

Единственно возможная причина отказа – это несовпадение графиков. Я всегда подчеркиваю - для DANCE OPEN мы выбрали крайне непростое время. Апрель – разгар культурного сезона во всех театрах мира. Собрать и привезти в это время в Петербург самых востребованных звезд – задача не из легких. Но Петербург – столица мирового балета, и значит, ничего невозможного для него нет. А мы – стараемся соответствовать. 

Кто занимается декорациями на сцене?

Техническая группа DANCE OPEN. Скажу без преувеличения, ее составляют штучные профессионалы, работать с которыми – не только огромное удовольствие, но и большая честь. Фестиваль – проект от начала и до конца менеджерский: готового ничего нет. Абсолютно все мы делаем самостоятельно – от аренды площадки до закупки и монтажа светового и звукового оборудования, создания декораций. Кстати, мы одни из первых, кто ввел видеопроекционную сценографию в качестве художественно-декорационного оформления балетных гала в Петербурге. 
Из всех видов и жанров искусств балет – самое высокотехнологичное. Профанация здесь исключена. Именно в балете всем очевидна, например, слабая профессиональная подготовка артистов, низкий уровень технической подготовки, несоответствие характера номера его сценическому оформлению… Поэтому, повторюсь, ставка на профессионализм – как с менеджерской, так и с технической точек зрения,  –  это больше половины успеха. И в том, и в другом смысле моя команда безупречна.

Как вы выбирали площадку для фестиваля международного уровня?

На протяжении нескольких лет наш основной партнер – Александринский театр. Он изначально задумывался как музыкальный, и архитектоника его пространства идеально подходит для балетных спектаклей. Во-первых, сцена находится на правильном уровне по отношению к залу – с любого места видны ноги танцовщиков, что очень важно, иначе просто невозможно оценить эстетику танца. Во-вторых, размер сцены очень комфортен для артистов: на слишком маленькой танцевать не очень удобно, а большие пространства съедают силы. В-третьих, театр может похвастаться очень мощной технической бригадой, с которой мы всегда с большим удовольствием сотрудничаем. И, помимо прочего, интерьеры: бархат, золото императорского театра – они покоряют.

Международный фестиваль балета DANCE OPEN – Петербургу и про Петербург

Чем особенным организаторы удивят искушенную публику в юбилейный сезон?

В этом году мы старались сделать программу очень разноплановой. Современная авангардная хореография представлена балетными труппами Дрездена и Вены. 

16 апреля балет Венской государственной Оперы представляет программу очень яркую и разную по эмоциональной палитре. Лиричное, легкое и светлое настроение первого акта с философской миниатюрой «Дыхание души» Иржи Бубеничека и шуточной филигранной зарисовкой «Наперекосяк» Пола Лайтфута и Соль Леон во втором акте сменится тяжелым мистическим погружением в «Тайну Синей Бороды».  Постановка Штефана Тосса на музыку Филипа Гласса предлагает заглянуть в бездну, которая в каждом из нас скрывается под тонким сводом и ломкими границами этических норм.  
21 апреля Дрезденский балет покажет три шедевра: неоклассическую «Танцевальную сюиту» Алексея Ратманского и современную радикальную хореографию – «Кактусы» Александра Экмана, являющие собой пародию на стереотипы в искусстве и в жизни, а также вдохновленные медитативными практиками персидского поэта Руми эксперименты «В другом пространстве» Понтуса Лидберга.

18 и 19 апреля роскошный классический балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» в хореографии легендарного Кеннета Макмиллана исполнит труппа Пермского театра. В заглавных партиях выступят солисты Королевского театра Ковент Гарден.  

23 апреля труппа Словенского национального театра Марибора привезет спектакль «Пер Гюнт», задуманный и созданный Эдвардом Клюгом с акцентом на драмбалет. Ведь артисты труппы Клюга – не только великолепные танцовщики, но и сильные и глубокие театральные актеры. 

И, наконец, наш Гала звезд DANCE OPEN 25 апреля, где есть и хореография советского периода, и классика, и современный балет – как я уже говорила, микс самого лучшего, но самого разного по направлениям, настроению и стилям. 

Посещают ли спектакли фестиваля гости города, иностранцы? Можно ли считать фестиваль привлекательным для туристов?

Посещают и с удовольствием. Около 15 процентов наших зрителей – иностранные туристы. И то, что это уже тренд, подтверждается большим количеством предложений, которые мы получаем от компаний, работающих на въездной туризм. Они готовы распространять  наши билеты среди зарубежной аудитории.

Нас это не удивляет, потому что фестиваль изначально был призван подчеркнуть европейские черты в образе нашего города. В начале нашего пути хотелось брать пример с лучших культурных проектов Европы, пусть они и не балетные. Например, с Зальцбургского музыкального фестиваля и принципов работы над ним. Это ведь крупнейшая культурная площадка, благодаря которой высокое искусство становится доступным и близким большинству, если хотите, частью повседневного досуга.  На мой взгляд, залогом успеха Зальцбурга явилось то, что, сделав ставку на стратегию, системность и традиции, коллеги долгие десятилетия работали на результат.  Или, к примеру, Эдинбургский фестиваль: ему 50 лет и он вдвое младше Зальцбургского, но тоже может похвастаться долгой уникальной историей и организационными ноу-хау. Мне очень хочется, чтобы со временем и DANCE OPEN стал для Петербурга градообразующим проектом и начал серьезно влиять на культурный имидж города. 

Как идет продвижение фестиваля среди петербуржцев?

Конечно, пиар и реклама необходимы любом проекту. Но за 15 лет между нами и нашей аудиторией достигнут тот особый уровень доверия, когда фестиваль ждут и идут на все, что мы привозим. А я еще раз замечу, мы никогда не привозим кота в мешке: все, что входит в программу, мы тщательно отсматриваем и отбираем самое лучшее, свежее, и, конечно, то, что нравится больше. Бесспорно, доля субъективности в этом есть. Но мы надеемся на общность вкусов. И «ложимся костьми», чтобы не разочаровать зрителя. Нам кажется, он это ценит, и это – высшая наша награда. 
 
Сколько человек, предположительно, посетят фестиваль за все эти дни?

Включая зрителей всех спектаклей, участников и гостей международной образовательной программы для студентов балетных школ мира, а также многочисленные события off-программы, среди которых отдельно хотелось бы особо упомянуть посвященную 125-летию со дня рождения Сергея Прокофьева выставку из фондов Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, предположительно свыше 7,5 тысяч человек. Также хочу добавить, что в этом году для всех, кто не сможет попасть на Гала звезд DANCE OPEN, мы готовим телевизионную версию концерта, которая будет транслироваться в эфире одного из федеральных телеканалов. 

Есть ли что-то общее, какая-то «красная» нить во всех постановках фестиваля?

Все постановки очень разные, но «красную нить», если угодно, можно было бы сформулировать так: это только премьеры – мировые, российские, петербургские; если классика, то только хиты; если авангардная хореография, то только самое свежее, модное и перспективное, то, что точно повлияет на развитие балета как вида искусства и оставит след в его истории.

Это одна красная нить. А другая, которой насквозь прошита программа DANCE OPEN, – это петербургский внутренний ритм. «Танцуя» здесь, мы всегда стремимся  его поймать. Вся программа фестиваля подбиралась именно под мироощущение этого города и его жителей. Это коктейль диаметрально разных настроений и эмоций. От  умиротворяющей светлой грусти до мистической отстраненности, от мучительной, выворачивающей наизнанку рефлексии до спасительного смеха, остроумной иронии и тонкого юмора. Иными словами, если бы я вдруг решила перенести фестиваль в другое место, программа была бы другой. 

Расскажите о выводах, которые вы делаете из года в год? На какие ошибки обращаете внимание? 

За 15 лет, конечно, были и ошибки. Многие из них  были бесценны, как бесценны любые жизненные уроки. Но мы на них не зацикливаемся – мы на них учимся, делаем выводы и… продолжаем путь с большим осмыслением, с большим опытом, но и с более амбициозными идеями.  

Я благодарна судьбе, что моя жизнь сложилась именно так, как сложилась: за людей, которые рядом, за уникальные встречи, за верность моей команды и ее перфекционизм, за все, что нам еще предстоит пережить вместе, и чего мы обязательно добьемся для Петербурга. Уверена, что многого. Ведь мы его очень любим – не на словах, а на деле.

Международный фестиваль балета DANCE OPEN – Петербургу и про Петербург

Новости партнеров: