Екатерина Унтилова: «Мои роли – это вариации на тему любви»

27.03.2016 11:24 79
Актриса, сыгравшая двух булгаковских Маргарит, - о театре, о времени и о себе.

Недавно заслуженная артистка России Екатерина Унтилова отметила юбилей. Осенью ее и всех театралов Петербурга, любящих Молодежный театр на Фонтанке, ожидает еще одна «круглая» дата: 25-летие творческой деятельности актрисы.

Когда Вы в первый раз вышли на сцену? Сколько лет Вам было?

Впервые я вышла на сцену во Дворце пионеров, когда мне было лет десять, в замечательной студии, а потом – в театральном институте. Там появилась возможность сыграть в спектаклях, основанных на прекрасной драматургии. Это и Горький («Васса Железнова» и «Зыковы», роль Софьи), и Гольдони («Слуга двух господ», роль Беатриче), и Распутин («Живи и помни», роль Настены), и другие авторы.

Я занималась на курсе Анатолия Георгиевича Решетникова. Он нас учил в первую очередь трудолюбию. Трудиться самостоятельно – это самое главное, как он считал. У нас было так построено обучение, что мы делали очень много самостоятельных работ. Нужно было много читать, предлагать, показывать отрывки, из которых потом часто вырастали спектакли.

Екатерина Унтилова: «Мои роли – это вариации на тему любви»

Говорят, когда выходишь из вуза, нужно забыть все то, чему тебя учили. Касается ли это актерской профессии?

Я думаю, нет. Потому что именно когда ты учишься в институте, у тебя есть шанс что-то понять о себе, нащупать какие-то свои ноты, а дальше ты это только развиваешь. Так что забыть и перечеркнуть – это как-то странно.

Потом у вас сразу было очень много приглашений…

Я могла остаться на Украине, в Киеве или Харькове. Но я уехала в Вильнюс, где прослужила пять лет. А когда русский театр там начал переживать не лучшие времена, я решила, что нужно уезжать. В 1991 году оказалась в Петербурге, где поступила в труппу Молодежного театра на Фонтанке Семена Яковлевича Спивака.

В течение этих лет бывали разные периоды, и такие, когда работы совсем не было. В 90-е всем пришлось тяжело. Театр ведь не может без публики, которой тогда было совсем не до искусства.

Случалось такое, что на сцене было больше людей, чем в зале. Были даже мысли об уходе из театра, и тогда вдруг мне позвонил Александр Галибин, на тот момент ставивший в театре «Балтийский дом», и спросил: «Не хочешь ли ты помочь мне в репетициях «Фрекен Жюли»? Новая работа оставила меня в театре.

Вы играете в Молодежном театре 25 лет. Как, по-вашему, за это время изменилось положение актера, отношение к профессии?

Общая тенденция остается: быстрый сюжет, быстрая смена картинок, которые не затрагивают ни чувств, ни мыслей. Но я надеюсь, что есть зрители, которым этого мало, и которые ходят в театр и ждут от него другого. Театр – особое место, где возникает живой диалог между актерами и публикой, обмен энергиями. И в театре есть потрясающая возможность в этом сиюминутном диалоге быть услышанным и понятым.

Непростой период переживает сейчас театр. Распространено типажное отношение к актёрам. Но ведь именно присутствие яркой индивидуальности, неповторимой личности делает спектакль или фильм произведением искусства. Обобщению, я думаю, надо противостоять.

Екатерина Унтилова: «Мои роли – это вариации на тему любви»

У вас есть работы и в театре, и в кино. Кино ведь как раз и навязывает типажность. Есть актеры, которые стыдятся того, что снимаются в кино. Как вы к этому относитесь?

Я не стыжусь. Я не всегда прихожу в восторг от тех ролей, которые мне предлагают. Но часто бывает интересное общение с людьми, работающими в этой сфере. Такова часть моей профессии, поэтому я с уважением отношусь к предложениям. Я предпочитаю работать. Только работая можно развиваться.

Разные режиссеры часто выбирают один и тот же литературный материал. Вы дважды играли булгаковскую Маргариту. Стоит ли анализировать одно и то же?

Конечно! Я и сама люблю перечитывать книги любимых авторов и пересматривать фильмы. Когда заново перечитываешь, например, «Войну и мир» Толстого, то думаешь, что ты и десятой доли не понимал того, что понимаешь сейчас.

Мне интересен Горький, его я играла в институте. Но, мне кажется, тогда я мало разбиралась в его драматургии, и сейчас, на другом уровне, я бы хотела попробовать прикоснуться к этому материалу снова. Думаю, что теперь будет совершенно другой взгляд. Человек меняется, и меняется его восприятие мира и всего в мире.

Что касается «Мастера и Маргариты», то это ведь роман. И режиссеры создавали авторскую версию, каждый написал свою пьесу. Получились абсолютно разные спектакли. Оба очень интересные, потому что делали их два потрясающих режиссера. Один спектакль поставлен Романом Виктюком в Вильнюсе, а другой – Йонасом Вайткусом в Петербурге. Виктюк сделал притчу, у Вайткуса была, с моей точки зрения, трагическая буффонада. Что было в них общего? Маргарита была женщиной, способной к самопожертвованию, к жертвенной любви.

Екатерина Унтилова: «Мои роли – это вариации на тему любви»

За время в профессии у вас любая работа – это особенный, полнокровный образ: Катерина в «Грозе», Оливия в «Двенадцатой ночи», Мотя в «Лунных волках», Елена в «Днях Турбиных», Ольга в «Трех сестрах», Валентина в «Валентиновом дне», Бернарда Альба в «Доме Бернарды Альбы»…

Думаю, что этот список ролей – результат очень нелегкого труда и любви к своему делу, партнерам. Я люблю свою профессию и людей, с которыми меня сводит судьба. Очень важно, с кем ты выходишь на сцену. У партнеров зачастую можно научиться всему, что важно в профессии. Хорошие партнеры – вот лучшие учителя. А что касается моих героинь - они все любят. Мои роли – это вариации на тему любви. Любви безмерной, жертвенной.

Екатерина Унтилова: «Мои роли – это вариации на тему любви»

Возвращаясь после спектакля домой, Вы – это Вы? Или еще героиня спектакля?

Я – всегда я. Любая моя героиня – это всего лишь часть меня.

Вы играли в разных театрах. Что вас заставило остаться в Молодежном?

Люди, которые здесь работают, с которыми мне очень нравится общаться. Партнеры, которых я очень люблю. Режиссеры, которые ведут за собой. В театре или есть круг людей, которые тебя понимают, с которыми ты можешь быть откровенным, или этого круга нет. В Молодёжном театре такой круг есть. Я бы не хотела ничего менять.

 

 

Новости партнеров: