«Сгореть нельзя остановиться»: поэт Андрей Орловский о #спичках и личных знаках препинания

28.03.2016 11:42 108
В Петербурге состоялась презентация новой книги поэта Андрея Орловского.

28 марта, Санкт-Петербург. 27 марта в уютном зале Арт-салона «Невский, 24», где любит засиживаться Борис Гребенщиков, состоялась презентация книги Андрея Орловского «#спички. дорога домой». «Свободу любит тот, у кого ее нет», - цитирует со сцены Андрей строчку своего друга, питерского поэта Лёхи Никонова, а потом почти три часа читает для гостей отрывки из книги, которые, по его мнению, нужно читать подряд, не пропуская ни одной главы.

«То, что мы сейчас делаем – это неправильно. Каждую #спичку нужно читать по очереди, но, к сожалению, я не могу прочитать их все, потому что иначе презентация бы не состоялась», - заявляет автор. 

Андрей Орловский – поэт, писатель, что родился в Одессе.  

«... я из южного города, где кошки — как часть пейзажа,
передаю тебе теплый привет, 
делюсь электричеством осени»,
- пишет он в одном из своих стихов. С Петербургом в новой книге связано сразу несколько #спичек, да и сам город очень много значит для Андрея.

«#спички – книга о любви и прощении, честности и судьбе, но в первую очередь о путешествиях – путешествию по памяти, физическом и чувственном – поэтому правильнее всего называть ее книгой нескольких дорог.  Все персонажи книги – реальны и названы своими именами, все ситуации переселились туда из моей собственной жизни. Последнее и самое главное: каждое произведение учит чему-то своего автора», - отмечает автор.

К началу концерта в маленьком зале собралось так много гостей, что некоторые из них сидели на сцене вместе с поэтом, одной большой компанией, как дома. Стоит отметить, что сам автор находится в поисках того самого «дома» и, декламируя со сцены свои «правила бега», надеется, что когда-нибудь его обретет. Однако для этого придется перестать бежать, но, судя по огромному количеству городов в туре, произойдет это еще очень нескоро.

«#Спички – это стихотворения в прозе, но мне они всегда казались каким-то особенным, отдельным видом литературы. Для стихотворений они слишком конкретны, слишком привязаны к каким-то местам, людям, датам и чувствам.  Для рассказов они слишком ярки, слишком метафоричны , и если это не стихи, если это не рассказы, то возникает вполне логичный вопрос: а что же это? и ответ на этот вопрос дала мне ситуация, которая произошла во время работы над этой книгой. Я выкладывал несколько мистических постов , в которых описывал разные необычные ситуации, которые происходили во время написания. один из этих постов назывался «три сна». Это три сна, которые приснились мне или моим близким людям, когда я работал над книгой. Расскажу только об одном из них. У меня есть бывшая жена, которой, так или иначе, косвенно, эта книга посвящена. Однажды ночью она прислала мне большое письмо: сегодня мне приснился сон. На столе лежала твоя книга ( «Она еще тогда не была издана», – подмечает Андрей), а вместо страниц там вклеены конверты. На каждом конверте написано имя: Никита, Боря, Настя, Маша и все остальные имена твоих друзей. Когда я открыла первый конверт и достала  письмо, оказалось, что в этом письме твое признание в любви этому человеку… Так вот, «книга писем о любви» это, наверное, самое точное описание этой книги. Лучше я бы не придумал, даже если бы захотел. Презентация в Санкт-Петербурге для меня является одним из самых важных концертов тура, таким же важным, как выступление в моем родном городе, в Одессе», - говорит автор.

После презентации поэт любезно согласился ответить на несколько вопросов, собрав всех за одним большим столом арт-салона.

«Мне подарили книгу Гюнтера Грасса на немецком, которую я не смогу читать. Мне подарили портрет, который мажется и, который я не смогу везде с собой возить. Мне подарили маску, которую я не смогу носить. Это все так потрясающе», - смеется он.

 «Сгореть нельзя остановиться»: поэт Андрей Орловский о #спичках и личных знаках препинания

Андрей, кто поэт, а кто – нет?

Раньше отвечая на этот вопрос, я бы сказал, что поэт - это тот, кого читают. Но это неправда. Единственное определение, которое я могу сейчас дать, поэт – это человек границы, независимо от того пишет он стихи, или нет. Я встречал в своей жизни нескольких поэтов, которые вообще никогда не писали стихи, более того, их ненавидят.

Ты являешься куратором «Живых поэтов», расскажи немного о проекте.

Есть такой проект «Живые поэты». Этот проект мы придумали случайно. Название не новое. Идея не нова. Все случайно, просто и прекрасно. Мне присылают стихи, только на русском языке. Из разных городов, стран, совершенно разных людей. Нет никаких ограничений, кроме одного, все они должны быть только на русском. Ориентируясь исключительно на свой вкус я из этих текстов выбираю те, которые будут опубликованы на сайте портала «М24» (http://www.m24.ru/).

На что ты обращаешь внимание в первую очередь?

В первую очередь меня интересует глубина. Четких критериев назвать нельзя, потому что поэзия – это очень интуитивная штука. Стихотворение, которое будет опубликовано в 21 веке, должно выглядеть, как стихотворение 21 века. Оно должно быть написано актуальным, живым языком.

Лёха Никонов для тебя «живой» поэт?

Да. Безусловно.

Если бы был жив Иосиф Бродский, какой вопрос ты бы ему задал?

Я много думал об этом. Я бы задал ему вопрос о том, как бы он победил время? Я вывел какую-то свою систему «победы» над временем по его работам. Прямо Бродский никогда не говори т о времени, нет, говорит, но весьма обтекаемо. Я бы поговорил с ним о природе времени.

Книгу поэта Андрея Орловского можно приобрести в группе.

Автор: Мурашова Кристина.

Новости партнеров: