Киносказка "Эликсир" Дмитрия Зинченко: воскреснут все

31.03.2016 13:15 182
В Петербурге прошел премьерный показ отечественного фильма, который включен в программу Берлинского кинофестиваля 2016.

Санкт-Петербург, 31 марта. В начале марта 2016 в киноцентре «Родина» была показана премьера французского художественного фильма «Парижская мечта» режиссера Георгия Варсимашвили. «Фишкой» ленты, рассказывающей о столичных мытарствах юной французской провинциалки, был немыслимо маленький бюджет – всего 2000 евро.

Однако не прошло и месяца, как финансовый рекорд европейского кинопроекта был побит отечественной лентой – причем, с огромным отрывом. На представлении своей первой полнометражной художественной картины «Эликсир» (премьера которой состоялась во все том же киноцентре «Родина»,кстати) режиссер Даниил Зинченко признался, что «Эликсир» снимали вообще без денег.

«Ожидание государственного финансирования длилось примерно год. По прошествии этого времени съемочная группа собралась, и было решено снимать – потому что ждать дальше было уже невозможно. Фильм хотелось всем увидеть, он уже настолько был проработан, осмыслен и обсужден, что начинал жить собственной жизнью, хотя еще не было снято ни одного дубля» - рассказал в Петербурге Д. Зинченко.

Фильм сняли за рекордные 15 дней – правда, с небольшим досъемочным периодом. Все актеры (в ленте участвуют только профессионалы) согласились быть в «Эликсире» и после того, как стало понятно, что фильму уготована непростая судьба создания «на общественных началах».

На петербургской премьере зал киноцентра «Родина» был практически до отказа полон. Скорее всего, основной причиной этого культурного феномена стало обилие крайне доброжелательных отзывов столичных критиков – московская премьера традиционно состоялась раньше петербургской.

В целом, московские киногурманы не соврали: «Эликсир» - и вправду редкое, странное, поначалу некомфортное, но абсолютно гипнотическое, сновиденческое кинозрелище, наследующее как диковатой, абсурдистской эстетике официозного советского кинематографа, так и клише неофициального «параллельного» кино, полностью ориентированного на «специальную» подготовленную публику, проведшую за постижением мирового кинопроцесса в темных кинозалах не одну тысячу дней.

Фактически «Эликсир» - это связующее звено между не то чтобы крайностями отечественного кинопроцесса, сколько между его «разностями». В киносказке о том, как Ученый ищет компоненты эликсира, способного оживить всех умерших соотечественников, и ему при этом помогают (или мешают – но это становится понятно далеко не сразу) Космонавт, Партизанка, Майор, Черти, очень много историко-политических аллюзий, визуальных клише, откровенно острых «осколков» разлетевшейся вдребезги эстетики «красной империи».

«Эликсир» - очень русский фильм. Фактически, в нем нет ничего ни от Запада, ни от Востока (хотя многие критики, вероятно, не без оснований указывают на энергетическое «родство» Д. Зинченко и тайландского кинорежиссера Апичатпонга Вирасетакула). Тем не менее, как рассказал в Петербурге его создатель, фильм отлично приняли и «все поняли» не только отечественные зрители, но и немцы, американцы и французы. Оказывается, сюжет о Космонавте, слегка рехнувшемся на теме установления внеземного контакта – отнюдь не монополия постсоветской эстетической доктрины.

О том, что «Эликсир», снятый с нулевым бюджетом, бьет по правильным нервным точкам современного общества и делает это с необходимым и достаточным усилием говорит и тот факт, что из большого зала «Родины» во время показа «Эликсира» задолго до финальных титров вышло буквально два-три человека.

О ближайших творческих планах Даниил Зинченко говорил уклончиво. В ближайшие месяцы он планирует запустить еще два полнометражных проекта. Однако проблема финансирования, как можно было понять из его слов, по-прежнему остается далекой от благополучия.

Фильм «Эликсир» Д. Зинченко будет участвовать в основной программе "Форум" Берлинского кинофестиваля 2016.

Александр Быстрых, специальный корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ

Новости партнеров: