Своими глазами: «Музыкальное путешествие с купцами Венецианской республики на Восток»

24.04.2016 10:18 162
Необычная "безразмерная" музыка в необычном зале, исполненная необычным петербургским трио.

Санкт-Петербург, 21 апреля.

Городская афиша культурных событий – отличный объект для «археологических» исследований в духе молодого Индианы Джонса. Музыкальных, танцевальных, художественно-изобразительных, поэтических, наконец, кросс-культурных мероприятий в городе каждый день происходит так много, и все они такие разные, что «бриллиант» по-настоящему важного, незабываемого события должен найтись в этой куче разнообразных постмодернистских «проектов» уже хотя бы исходя из принципа больших чисел. Надо лишь искать понастойчивее.

Примерно об этом мы размышляли, придя вчера в концертный зал «Яани Кирик» на ул. Декабристов, чтобы послушать выступление самого диковинного в нашей жизни трио: Владимир Шуляковский (скрипка, альт), Сергей Гасанов (ситар, бансури, гуджен), Андрей Коломийцев (орган).

Нас встретила поразительная гармония внутреннего убранства (здесь проходят не только культурные мероприятия, но и культовые службы, дважды в неделю), хрустальная чистота всех помещений, какая теперь есть далеко не во всех хирургических операционных, безупречно корректный и беззвучный вплоть до полной незаметности персонал, а также непередаваемо уютный зал примерно на 100 – 120 мест, который довольно бодро заполнялся зрителями еще за час до объявленного начала выступления.

Было видно, что посетители концерта специально пришли сюда немного загодя, чтобы насладиться атмосферой спокойствия и послушать ненавязчивые медитативные переборы индийского ситара, которые транслировала со сцены микроскопическая, но голосистая звуковая колонка. Ситар тоже присутствовал на сцене – правда, без музыканта. «Ага, значит фонограмма» - подумалось голосом главного злодея из фильма «В поисках утраченного ковчега».

Предваряющая концерт музыка была настолько удачно подобрана (обычно же организаторы, что называется, не заморачиваются и включают что-нибудь свое «самое любимое»), что как-то незаметно, исподволь, настроила на «правильное» восприятие всей полуторачасовой, как оказалось позже, программы.

Когда концерт начался, никакие объясняющие идею концерта слова не понадобились: благодаря фоновому аккомпанементу и подробным текстам в программке все (ну, или почти все) были настроены на увлекательное, совершенно в духе молодого Индианы Джонса, путешествие по маршруту венецианских купцов. Из барочной Европы эпохи Чинквеченто с ее органной мощью и клавесиновой хрупкостью - в Россию и далее, через Армению, Азербайджан, Иран - в Индию и Китай, и уже оттуда – в Японию…

Своими глазами: «Музыкальное путешествие с купцами Венецианской республики на Восток»

Музыка, которую играют Владимир Шуляковский, Сергей Гасанов и Андрей Коломийцев, в Петербурге больше не играет никто. Мало того, что она в хорошем смысле слова архивинтажная. Она, что еще важнее, – безразмерная. В том смысле, что у нее нет музыкального размера. В нотных партитурах, лежащих на пюпитрах перед музыкантами, нет вертикалей – разделителей на отдельные такты. Поэтому в каждый последующий момент времени совершенно непонятно, как будет развиваться музыкальная тема произведения, куда «двинется» мелодия. Во многом именно поэтому выступление трио Шуляковского - Гасанова - Коломийцева интересно слушать каждую секунду: нет мелодических повторов, нет предопределенности всей пьесы, от первой до последней ноты - все сплошной сюрприз.

Об отличиях композиторского дарования неизвестного у нас Фонтана от такого же неизвестного Марини или Учеллини от Фрескобальди, указанных в программке, не получится сказать и двух внятных слов. Благодаря мастерскому вдохновенному исполнению и очень вдумчивому, с идеальным музыкальным вкусом, построению программы все путешествие с Запада на Восток воспринималось как один, неразделимый аудио-визуальный рассказ. И кто его написал – Фрескобальди или Учеллини – так ли это важно?

Магия музыки, ее способность вызывать ассоциативную цепь ярких образов – излюбленная тема для исскуствоведческого «науч-попа». Но, положа руку на сердце, - так ли часто услышанное и увиденное в концертном зале уносит нас в дальние дали, поднимает над облаками и преподносит взору яркие картины давно исчезнувших городов, кровожадных правителей и их прекрасных невольниц, добытых в качестве трофеев в войнах, размаху которых позавидовали бы все голливудские специалисты по 3D-эффектам? А музыка этого «широко известного в узких кругах» коллектива – как раз из тех, что уносит. Причем, до полного помрачения всесильного хозяина повседневности - здравого смысла.

Синергия ситара, скрипки и органа в увиденном «Музыкальном путешествии с купцами Венецианской республики на Восток» - тема, требующая отдельного квалифицированного, профессионального разбора. С точки зрения любительско-зрительского восприятия, подбор нарочито «разнокалиберного» инструментария – например, деревянной флейты или гуджена, на котором играет Сергей Гасанов, и классической скрипки Владимира Шуляковского, производят сильное впечатление эффектом «раздвигания» привычного музыкального горизонта. Ну а если к этому добавить слегка вибрирующий, нереально изящный клавесин Андрея Коломийцева… Такую музыку надо слушать. Она отменно тренирует художественное воображение и эффективно очищает душу от несущейся отовсюду однообразной, предсказуемой «актуальной» музыки, будь то эстрада, стилизованный под нее же фольклор или давно ни против чего не протестующий рок. Тем более, что о таких замечательных музыкантах время от времени не слишком броско, но все же сообщают афиши в нашем богоспасаемом городе.

Александр БЫСТРЫХ, специальный корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ

 

Новости партнеров: