"Балет Москва": особенная хореография для специального настроения

24.06.2016 20:25 900
Театр показал на первых больших гастролях в Петербурге четыре одноактных балета: "Свадебку", "Весну священную", "Эрос" и "Минос".

Санкт-Петербург, 24 июня.

В Северной столице прошли первые большие гастроли труппы современной хореографии «Балет Москва».

Впрочем, «большими» они могут считаться разве что в сравнении с прежними гастрольно-фестивальными наездами громкого столичного проекта в Петербург. Два вечера на Новой сцене Александринского театра, четыре одноактных балета. Две работы французского хореографа Режиса Обадиа («Свадебка» и «Весна священная») и балеты нидерландских хореографов «Минос» Хуанхо Аркеса и «Эрос» Аннабелль Лопез Очоа. Это - достаточное количество материала, чтобы «попробовать» и, пожалуй, недостаточное – чтобы составить взвешенное мнение о том, насколько же революционно нынче пляшут в белокаменной Москве.

«Балет Москва» – один из самых необычных и неординарных театральных проектов столицы. Творческим кредо избрано профессиональное развитие современного танца и балета,  активное использование нового танцевального языка, актуального сегодня и имеющего шанс стать классикой в будущем.

В 2012 в театр пришла команда молодых специалистов во главе с арт-директором Еленой Тупысевой. Она сформулировала новую художественную политику театра: специализация на проектах в области современной хореографии. Художественная политика театра - мультижанровый подход к репертуару, от неоклассического балета до современного танца.

За три сезона «Балет Москва» выпустил изрядное количество премьер. Хореографами «Балета Москва» были Пол Мехия (США), Крис Херинг (Австрия), Иван Перес, Аннабель Лопез Очоа, Хуанхо Аркес, Гай Вайцман, Рони Хавер (Нидерланды), Карин Понтьес, Анн Ван ден Брук (Бельгия), Надя Сайдакова (Германия), Рашид Урамдан, Режис Обадиа (Франция), Александр Пепеляев, Анастасия Кадрулева, Артем Игнатьев, Кирилл Симонов (Россия).

В 2016 проекты театра представили в шести номинациях национальной театральной премии «Золотая Маска». Пока в арсенале театра две премии «Золотая Маска» - за лучшие спектакли современного танца.

В общем, «Балет Москва» пожаловал в столицу русского балета не с пустыми руками: и статусные призы, и статусные имена, и по-спринтерски быстро завоеванная артистическая известность – все это есть. Теперь в этом имели возможность убедиться даже те, кто не бывает в Москве ни по каким поводам, не исключая и художественные.

«Свадебка» в хореографии француза алжирского происхождения Режиса Обадиа была показана в «компактной» версии: вместо шести пар танцовщиков на сцену вышло только четыре. Сравнивать две версии, нормальную и «малонаселенную», наверное интересно разве что уж особенно тонким балетным гурманам. Если совсем кратко, то и восемь актеров «Балета Москва», и минималистичные декорации «любого города в любой стране», исполненные в стиле пятидесяти оттенков серого, и обрядовый текст, произносимый по-русски с сильным панъевропейским акцентом – все это замечательно работало и в авангардистских пространствах нео-Александринки, завораживая ритмом и танцем, очень похожим на русскую народную песню – не слишком линейным по сюжету, но бесконечно чувственным и в меру эротичным.

По признанию Обадиа, он старался максимально уйти от русского или любого другого этнического свадебного обряда. Для него «Свадебка» – вечная история взаимоотношений мужчины и женщины, это взгляд современного человека эпохи эпплов и планшетов на семью, любовь, исторические традиции.

В принципе, ему удалось даже чуть больше: хореография «Свдебки» настолько удалена от «берегов» какой бы то ни было хореографической традиции, что раз несколько во время этого недлинного представления явно ощущалась полная потеря эстетических ориентиров. И здесь уже дело зрителя – радоваться этому обстоятельству и азартно исследовать долгожданные в чопорном и классицистическом Петербурге «новые земли» хореографии или же недовольно морщиться и вести речь о полной победе формы над смыслом.

В принципе, если бы в пару к «Свадебке» организаторы поставили что-то из второго гастрольного блока – «Эрос» или «Минос» - вечер бы не сложился таким томным. А так… Все дело в том, что в паре со «Свадебкой» «Весна священная» смотрится не очень выигрышно: она де-факто является чуть более концентрированной и ощутимо более брутальной версией той же самой темы, что и лейтмотив «Свдебки» - круговорот стихий, природная витальность, главенство «пятого элемента» над «землей» (его роль замечательно удалась крупному серо-черному песку, закрывавшему всю камерную сцену), «ветром» (музыка), «огнем» (танец и эмоции) и «водой» (вполне физическая, несколько ведер).

В «Весне священной», которая показалась нам более интересной в силу энергичности образов и более креативной, запоминающейся декорации. Здесь тоже имел место кадровый «секвестр»: четыре пары танцоров вместо пяти в московской версии. Однако это тот нечастый случай, когда количество особой роли не играет.

«Весна священная» в версии «Балет Москва» признана «Лучшим спектаклем в современном танце» национальной театральной премии «Золотая Маска» (2014).

 «Весна священная» стала воплощением моей 20-летней мечты о работе с русскими танцовщиками над этим материалом. При постановке балета мы работали над тем, чтобы вызвать сильные эмоции, передать энергию, которую должны прочувствовать зрители», - сказал хореограф, и у нас нет поводов ему не верить.

К сожалению, персонифицировать общий список занятых артистов труппы театра «Балет Москва» нам не удалось. Из афиши мы знаем, что в Петербурге выступали Камила Абузова, Мария Бодрова, Галина Грачева, Анн-Шарлотт Куйо, Ольга Тимошенко, Роман Андрейкин, Арсен Именов, Алексей Нарутто, Илья Романов и Александр Шуйский. Но кто есть кто – тайна сия велика есть. Поэтому дипломатично отметим общий высокий уровень выразительности всех солистов «Весны священной» и не самое удачное решение хореографа извалять потных танцоров в черном песке, рассыпанном по сцене. Результат - так себе: сразу захотелось в душ и опять захотелось не ехать в Москву.

Александр БЫСТРЫХ, специальный корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ

Новости партнеров: