Слово и дело государево: в Петербурге состоялась премьера спектакля о доносах 17 века

30.06.2016 11:34 106
"Слово и дело" - новый просветительский спектакль от "Театро Ди Капуа".

"Слово и дело государево": в Петербурге состоялась премьера спектакля о доносах 17 века

(Фото: Алексей Костромин).

Санкт-Петербург, 30 июня. 

29 июня в 20:00 «Театро Ди Капуа» презентовал зрителям свою новую работу — спектакль «Слово и дело». Понаблюдать за актерами удалось и корреспонденту НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.

В повседневной суете каждый из нас нечасто задумывается о своих словах, о делах, о той жизни, которая вращается вокруг. Обратить на это внимание зрителям помогли актеры, что воплотили на сцене быт далеких веков, который часто остается за кадром обычных лекций и уроков по истории. 
В основе постановки лежат старинные документы 17 века, бережно отобранные и объединенные нитью жизни, которая рисует образ прошлого. Времени, когда люди не могли отличить «соль от сахара» и не знали, кому верить, а за любую «ересь» раскольников забивали до смерти.

Спектакль состоит из подлинных писем патриарха Никона, протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, Евдокии Урусовой, Богдана Хмельницкого, архиепископа Паисия Лигарита, Семена Дежнёва, челобитные крестьян из разных деревень, губерний, уездов, со всяких уголков нашей страны.
Один пишет царю прямо из Вологды, сетуя на мужиков из соседней деревни, другой клепает письма, сидя в заточении за то, что в имени царском ошибку допустил, третья свободы просит, много их таких было. 

В спектакль вошли две челобитные, которые написал Хмельницкий. "Он просит царя, чтобы тот был их царем и не хочет царя-иноверца. Алексей Михайлович им на это ничего не ответил. Они написали ему второй раз и ответ получили. В письме царь просит их жить в мире с поляками", - рассказывают актеры. 

Кто бы мог подумать, что даже из простых доносов можно создать спектакль, который за два часа способен рассказать зрителю о жизни страны того времени больше, чем бы это сделала историческая книга. В этих доносах есть абсолютно все: любовь, ненависть, жадность, корысть, искренность, честь и смелость. 
Как говорят сами создатели, постановка не является «доносом» на эпоху. Здесь каждый имеет право голоса и каждый «перед богом равен». Жуткие вещи, творящиеся в ту далекую пору, актеры легко облекают в шуточную музыкальную форму, которая не вызывает отвращения у зрителей.

Владимир Гусаров: «Как прекрасны артисты, нацепившие с накладной бородой дремучую нашу постыдную древность, вынесшие за два часа на челе всю скорбь потерянного народа, видящего в царе последнего своего заступника. Народ Богоборец и народ Божий, народ долготерпимец, народ трус и отчаянной смелости, народ глупец и народ мудрец, народ сам себе дрянь и сам себе величие: каким рядится он от века, каким кажется, и каков он есть - все здесь нам явлено»

В любом случае, ни один зритель не останется равнодушным и за 1,5 часа испытает всю гамму эмоций: будет смешно, очень смешно, а в какие-то моменты — очень грустно.

Идея спектакля принадлежит одной из актрис театра — Илоне Маркаровой. Консультантами выступили  доктор исторических наук Евгений Викторович Анисимов, историк Кричевский Борис Вадимович, а также известный поэт Алексей Никонов — фронтмен группы ПТВП.

Безусловно, язык челобитных 17 века сильно отличается от современного.


 "Я два года собирала эти материалы, потому что их нет в свободном доступе. Нас консультировали историки. Все документы были на древнерусском, я их сама перевела и адаптировала. Там непонятны не столько слова, сколько логика построения речи. Очень витиевато", - отмечает Илона Маркарова


Несмотря на то, что времена раскола, никонианства, крестьянства давно канули в лету, в спектакле есть очень много того, что присуще современному обществу. Найти 10 отличий актеры приглашают в театр всех желающих, кому интересна судьба России прошлых столетий, а также времена нынешнее и то, что ждет нас всех в будущем.

Узнать о билетах и предстоящих спектаклях театра можно здесь.

Текст: Мурашова Кристина. 

Новости партнеров: