Театральные режиссеры высказались о законопроекте по защите их авторских прав

01.07.2016 14:03 256
Проблема настолько сложна и важна для профессионального сообщества, что без широкого "цехового" обсуждения обойтись невозможно.

Санкт-Петербург, 1 июля.

Художественный руководитель БДТ имени Г. А. Товстоногова Андрей Могучий (на фото справа) и театральные режиссеры Михаил Патласов, Влад Фурман и Борис Павлович (на фото слева) дали совместную пресс-конференцию, на которой прокомментировали законопроект об авторских правах театральных режиссеров-постановщиков, первое чтение которого прошло 17 июня 2016 в Государственной Думе.

Солидарное мнение петербургских театральных режиссеров: законопроект по-настоящему важен для профессионального сообщества, поскольку только постановщики никогда не имели и не имеют до сих пор законодательно закрепленных прав на результаты своего интеллектуального труда.

«Это происходит потому, что смысл режиссерской работы – создание новых смыслов, значимых для общества в целом и для отдельных его членов в частности – невозможно зафиксировать и описать в рамках документа, имеющего юридическую силу. Конечно, есть контракт, в котором умные режиссеры стараются максимально подробно прописать все моменты, связанные с ролью режиссера до, во время и после создания спектакля. Но этого явно недостаточно. У нас был случай, когда продюсерский произвол сильно исковеркал готовую работу, а мы не могли добиться даже того, чтобы с афиш была убрана наша работа», - сокрушается главреж БДТ.

Одним из главных методологических подходов к решению проблемы «неуловимости» авторства постановщиков для современной юридической системы правоотношений должна стать широкая дискуссия в театральном сообществе. Каждый режиссер обладает не только уникальным профессиональным опытом, но и компетенциями в смежных с авторским правом областях – будь то психология творчества, история, культурология, семантика, социолгия, политология и др. Обсуждение проблемы гарантированно приблизит момент обретения консенсуса между необходимыми и достаточными условиями обретения театральными режиссерами неимущественных прав на свои собственные постановки.

Также Андрей Могучий сообщил, что в настоящее время он работает над составлением обширного списка параметров театральной постановки (200-300 позиций), по которым тетретически можно формализовать результаты режиссерского труда в театре.

«Проблема настолько непростая и при этом принципиально важная, что без обсуждения всеми заинтересованными сторонами здесь невозможно обойтись в принципе», - считает режиссер Влад Фурман.

У частники пресс-конференции также отметили, что ситуация, когда режиссер не может рассчитывать в конце жизни на получение дохода от реализованных в годы активной деятельности проектов, является абсолютно антигуманной и во многом определяет нынешнюю ситуацию затяжного кризиса в отечественном театре: зачем потенциально талантливой молодежи вкладывать силы и время в упорное обучение и длительное совершенствование профнавыков, если на финише практически все театральные режиссеры остаются ни с чем? Участники пресс-конференции выразили уверенность, что постараются не оставить без внимания судьбу думского законопроекта.

Новости партнеров: