"Микеланджело. Сотворение мира": мощь Возрождения, мрак Средневековья

05.07.2016 20:30 174
Интерактивная выставка в Анненкирхе поражает синергией разрушенных интерьеров и богатства киноповествования.

Санкт-Петербург, 5 июля.

Московская мультимедийная художественная выставка «Микеланджело. Сотворение мира» сейчас работает в Петербурге, в здании знаменитой Анненкирхе на Кирочной улице: в советские времена здесь был кинотеатр «Спартак» Госфильмофонда СССР, в постсоветские – вычурный и безвкусный ночной клуб, который темной ночью 2003 заполыхал так, что внутри остались только покрытые черной копотью кирпичные стены. Сейчас Анненкирхе передана Церкви Ингрии и снаружи это – образец качественной профессиональной реставрации исторического здания. Внутри же…

Внутри это по-прежнему интерьеры, напоминающие кадры из хорошего военного фильма: голый кирпич, черная копоть, тяжелый и зловещий полумрак, в любое время суток.

Именно в таких вот «блокадных» стенах, непредставимых в лощеной, попсовой и стиляжной Москве, и проходят сеансы «Микеланджело. Сотворение мира». К счастью, выставка от такой синергии (монохром страдающих церковных стен и яркие планы великих художественных произведений) только выигрывает. Во-первых, не отвелкаешься на второстепенности. Во-вторых, сразу настраиваешься на «правильное» строгое восприятие.

Фильм рассказывает про знаменитые фрески Сикстинской капеллы — роспись потолка и «Страшный суд», а также другие работы великого Микеланджело. Кроме того, на виртуальной киновыставке представлен обзор работ других титанов Возрождения — Леонардо Да Винчи, Рафаэля, Джотто, Ботичелли и Тициана.

Видео транслируется в черном зале нон стоп: заходишь из «предбанника» с контролером и охранником за тяжелую брезентовую портьеру, а тут… Проекторы создают движущиеся картины на всем периметре церковного зала и на потолке. Причем, на потолок надо смотреть регулярно: именно там появляются короткие сопроводительные надписи. Создатели проекта ушли от биографического способа построения рассказа – о жизни Микеланджело, конечно, сообщаются какие-то факты, но за цельным и подробным повествованием явно не гнались. Главное – это эмоциональное воздействие, сила художественного впечатления, мощь подачи и задействованность зрения и слуха по максимуму.

Хронометраж видеорассказа о живописце и зодчем – примерно 35-40 минут. Редко кто встает со скамьи и выходит из зала сразу после первого просмотра: впечатление такой силы, что хочется прочувствовать это «кино» снова, снова – обращать внимание на периферийные планы, вслушиваться в музыку (Моцарт, Вивальди, Макс Рихтер, Карл Йенкинс, Libera, Карл Орфф), прочитать все короткие аннотации к картинам и скульптурам, пережившим века.

"Микеланджело. Сотворение мира": мощь Возрождения, мрак Средневековья

Организаторы выставки очень кстати объявили об акции «Белые ночи» - увы, уже авершившейся: выставку можно было посетить поздним вечером, несколько дней она работала даже до полуночи.

Именно на «Белые ночи» пришелся еще один «бонус» - в виде дополнительной концертной программы. В этом самом «разбомбленном» зале Анненкирхе, после вызывающего мурашки культурно-технологического представления на сцену выходили артисты и при настоящих свечах играли живую музыку времен Микеланджело.

Российско-голландская скрипачка Анфиса Калинина (барочная скрипка, А = 415 Hz) дала в Анненкирхе четыре концерта. Специально для выставки она подготовила концертную программу старинной музыки времен барокко и позднего Ренессанса: Джиованни Амбросио, Франческо Роньони, Джованни Боссано, Аурелио Вирджилиано, Джованни дегли Антонии, Доменико Габриели, Никола Маттеис Второй, Жак Аркадельт... Забытые имена, крайне редко исполняемые произведения – в основном, ричеркары. Из концерта Анфисы Калининой удалось узнать, что Микеланджело, оказывается, писал стихи всю жизнь и оставил весьма значительное поэтическое наследие, хотя не считал себя профессиональным поэтом. Он никогда не публиковал свои стихи. И долгое время считалось, что его литературный талант был скрыт как от современников, так и от всех последующих поколений. Однако франко-фламандский композитор Жак Аркадельт (1507 - 1568) написал на стихи Микеланджело несколько мадригалов еще при жизни Микеланджело, когда одному из столпов Возрождения было 64 года…

Анфиса Калинина – одна из известнейших исполнительниц барочной музыки. Она окончила курс барочной скрипки в Берлинском Университете Искусств (UDK Berlin), факультет старинной музыки в Амстердамской консерватории, в 2007 получила степень мастера по квалификации барочной скрипки и Виолы д’Амур в Высшей школе Искусств Утрехта. На протяжении почти 20 лет она активно концертирует в России и Европе, выступая с лучшими коллективами.

На улице была уже глубокая и, вопреки туристическим путеводителям, совсем даже не белая, а темная, чернильная июльская петербургская ночь, когда «Микеланджело. Сотворение мира» наконец-то выпустил из своих холодных черных стен. Впечатление мощи и гениального превосходства человека Возрождения над космическими силами мрака предшествующего Средневековья – пожалуй, одно из самых сильные культурных впечатлений лета 2016. Даже не верится, что такая талантливая вещь придумана и сделана в лощеной, попсовой и стиляжной Москве.

Александр БЫСТРЫХ, специальный корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ

Новости партнеров: