Маковецкий: в кино нужно быть абсолютным «снайпером»

06.07.2016 11:37 107
В Петербурге состоялась «Неслучайная встреча» с Сергеем Маковецким.

Санкт-Петербург, 6 июля. 

5 июля в 19:00 на сцене петербургского «Колизея» состоялся спектакль Сергея Маковецкого под названием «Неслучайная встреча». 

«Случайными ли были эти встречи, или неслучайными...Я не знаю», - говорит со сцены актер. 

Вся постановка проходит в форме живого человеческого диалога. Диалога между Сергеем Маковецким и зрителями. Периодически на экране появляются отрывки из самых значимых для актера фильмов: Жмурки, 72 метра, Ликвидация, 12-ть и другие. Каждая картина связана с отдельным режиссером, встреча с которым, полностью перевернула жизнь Маковецкого. 


«Алексей Балабанов — гениальный, мы с ним сделали много картин. Одна из самых красивых, самых стильных - «Про уродов и людей». Конечно нас стали обвинять в пошлости, ну, глупость! Люди, которые пишут, они иногда не понимают, что они пишут. Как мой дядя Ваня ( прим.ред - герой, роль которого Сергей Маковецкий играет в театре им. Вахтангова) говорит Серебрякову: «Ты пишешь об искусстве, но ты ничего не понимаешь в искусстве». Вот так и они. Те, которые пишут, не понимают, что такое искусство. Где там пошлость? Леша Балабанов рассказывал мне, что идея пришла, когда он вошел в букинистическую лавку и нашел альбом со старыми эротическими фотографиями дам высшего света. Так родилась эта идея. Картина называлась «Ехать никак нельзя», но Балабанов поменял название». 


Маковецкий рассказал, что именно благодаря Балабанову он понял, что значит «долго молчать на экране».  Алексей Балабанов — автор, который всегда следовал четко задуманному плану и не отступал от идей, которые приходили к нему в голову. Так, например, актер поделился со зрителями историей, когда им было необходимо снять дубль, в котором Сергей должен был сидеть на берегу Невы и держать в руке лилии. В первый день кадр не получился, поехали снимать на следующий день, а Балабанову вместо лилий принесли какой-то другой букет. Режиссер, потирая нос, пробурчал: «Мне нужны лилии». 


«Ваш покорный слуга сказал ему, «Лёша, ну, зачем тебе эти лилии? Нам снимать надо. Ну, какая разница, с чем я поеду свататься?». Сегодня каждый раз, когда я смотрю этот кадр, слышу музыку Мусоргского, которую он подложил, я понимаю, что он такой молодец, этот Балабанов, и чувствую сладковатый запах этих лилий, который передается сюда с экрана». 


После Маковецкий, благодаря Балабанову, превратится в Белкина и сыграет в одном из самых популярный русских фильмов - «Брат-2», затем они вместе снимут «Жмурки», «Мне не больно», а спустя пять лет Балабанова не станет.

Перед всем зрителям залом он поблагодарил петербургского режиссера за то, что роли именно в этих картинах принесли ему славу и популярность. 

Следующим важным режиссером для Маковецкого стал Никита Михалков, который, по словам актера, очень долго не обращал на Сергея никакого внимания, потому что «не понимал». Судьба всегда ждет момента.  Возможно, что Никита Сергеевич искал подходящего героя, которого бы смог блестяще сыграть только Маковецкий и никто больше. В фильме 12-ть он играет первого присяжного, человека со сложной судьбой, но умного, скромного, который смог выбраться с самого дна и поднять себя на ноги. Результатом этой работы стала Ника, Золотой орел, номинация на «Оскар» и «Специальный лев» Венецианского кинофестиваля. Так Михалков «неслучайно» встретился на жизненном пути актера.

Затем следует встреча с потрясающим режиссером Владимиром Хотиненко, где Маковецкий сыграет много ролей, в том числе смешного, очень ранимого героя по фамилии Черненко из картины "72 метра". "Мир так мало обращал на него внимание, что он считал себя уже почти покойником" - цитирует его герой Курта Воннегута. Валерий Золотуха писал эту роль специально под Маковецкого и даже помнил о самой главной, маленькой смешной украинской песенке про курочку, которая звучит в кульминационный момент фильма. 

«Эту песенку я услышал от мамы. Мамочка спела, а я попросил спеть еще и еще. Запомнил и теперь это моя визитная карточка. И, конечно, Золотуха про нее знал, а я  - нет. Когда я прочитал сценарий и увидел в каком именно месте она стоит. Когда непонятно выберется ли этот Черненко из этого отсека или нет. Вы знаете, когда мы снимали эту картину, по странному стечению обстоятельств, затонула подлодка «Курск». Я видел ее, когда она уже была поднята из воды. Как будто ее, размером с девятиэтажный дом, разрезали ножом». 

На грандиозную премьеру, которая состоялась здесь, в Петербурге, пришли родственники и мамы тех, кто погиб в этой страшной катастрофе.  "После финальных титров они к нам подходили и говорили, что каждый из нас напомнил им, то мужа, то брата, то отца, то сына...Наверное эти минуты самые дорогие, которые могут быть между актером и его зрителем". 

Не обошлось и без Сергея Усуляка. Их совместное творчество и дружба имеют большую, удивительную историю. Маковецкий много говорил о "Ликвидации", об Андрее Краско, который должен был играть Фиму, но смерть настигла актера в самый неподходящий момент. Сергей вошел в картину сразу после него, стал Фимой и сыграл блестяще эту роль. 

"В кино нужно быть абсолютным снайпером,потому что после того, как все это схватится на целлюлозе, уже ничего изменить нельзя.Ничего не переделаеь, не переснимешь, когда смотришь на самого себя с большого экрана. В театре всегда иначе", - рассказывает актер.

Маковецкий: в кино нужно быть абсолютным «снайпером»

Было много Чехова, которого Маковецкий безумно любит и несколько раз говорит со сцены о гениальности автора. Актер превращался то в Гвоздикова, то в Мармеладова... Между беседами со  зрительным залом, он рассказал множество смешных историй, связанных с игрой в театре, со звонящими телефонами во время спектаклей, с его женой, с множеством неслучайных, или случайных встреч, которые, так или иначе, способны перевернуть с ног на голову жизнь каждого из нас, поэтому самое главное - уметь ловить эти моменты.

Текст: Мурашова Кристина

Новости партнеров: