Торговые сети Петербурга продают некачественные батареи отопления

11.07.2016 12:13 531
Кто несет ответственность за поставку некачественных приборов отопления и куда нужно обращаться в случае их поломки - в материале НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.

Санкт-Петербург, 11 июля.

Лето - время ремонта и строительства. При выборе радиатора для дома важно не ошибиться: зимой некачественный прибор может угрожать как здоровью, так и имуществу.


Отопительный сезон 2015-2016 оказался для жителей города на Неве недостаточно теплым и даже опасным. Жалобы на слабый обогрев квартир поступали из разных точек города. Люди обвиняли в этом городские котельные, но, как выяснили НЕВСКИЕ НОВОСТИ, проблема крылась и в некачественных отопительных приборах.

Зачастую ущерб от поломки радиаторов наносится только имуществу граждан - из-за протечки водой заливает дома и квартиры, но бывают ситуации, в которых, к сожалению, страдают люди. Так, например, в Красноярске пенсионер умер от болевого шока после ожогов кипятком от лопнувшей батареи; в изоляторе временного содержания в Липецкой области в тесной камере заживо сварился заключенный; в Санкт-Петербурге врачи не смогли спасти мужчину, которого ошпарило фонтаном из разорвавшегося посреди ночи радиатора, висевшего над кроватью. 

Ассоциация производителей радиаторов отопления (АПРО) организовала масштабную акцию «Честный радиатор», в рамках которой были проверены радиаторы с полок магазинов 42 регионов страны.

Ассоциация сообщила о массовом нарушении закона «О защите прав потребителей» ст.10, п.1. Закон гласит, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю честные данные о товарах (работах, услугах), реализацией которых он занимается. Однако возможность оценивать характеристики товаров покупателю не предоставляется, так как на упаковках систем отопления зачастую указывается недостоверная информация – о теплоотдаче, прочности и даже весе.

Торговые сети Петербурга продают некачественные батареи отопления


Эксперт рынка радиаторов, директор «ЛИТВИНЧУК МАРКЕТИНГ» Георгий Геннадиевич Литвинчук рассказал редакции НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ о том, что такое некачественные товары и кто несет ответственность за их работу:

«Для начала надо определиться с понятием «некачественный радиатор». Каким образом и кто устанавливает, что в магазины поступают некачественные товары?

Любой радиатор, я уверен, проработает указанный на упаковке гарантийный срок. Здесь ситуация другая: на части радиаторов, которые сделаны в Китае, указаны завышенные данные как по теплоотдаче, так и по весу. Например, на коробке написано, что секция весит килограмм, а на самом деле - 900 грамм. Или указана теплоотдача 180 Ватт, а там - 167.

Но при этом совсем не очевидно, что китайский радиатор разорвет через год, нет у нас эпидемии таких происшествий. Отдельные радиаторы разрывает, но не только китайские, но и биметаллические итальянские. Бывали случаи, когда люди перекрывали краны, а радиатор оказывался изолированным. Находящаяся внутри вода перегревалась, радиатор лопался. Но в этом нет вины ни магазина, ни производителя».


Проверенные АПРО магазины показали такую картину: 75% из них продают товары с недостоверными данными.

Торговые сети Петербурга продают некачественные батареи отопления

Обо всех фактах выявленных нарушений в официальном порядке были проинформированы руководители магазинов. Многие из них откликнулись на обращения и частично или полностью устранили нарушения. И уже при повторной проверке в мае-июне текущего года нарушения были выявлены только в 30% магазинов Санкт-Петербурга.

Чтобы выяснить, какие магазины до сих пор продают некачественную продукцию россиянам, НЕВСКИЕ НОВОСТИ попытались связаться с их руководством. На прямой запрос в дирекцию магазинов или их пресс-службу отреагировали только 2 сети – «220 Вольт» и «Максидом».


Мария Комендантова, руководитель группы PR ГК «220 Вольт» рассказала о продукции, с которой работает сеть магазинов, и прокомментировала ситуацию с некачественными радиаторами:

"К сожалению, бывают случаи, когда недобросовестные производители завышают или, напротив, занижают те или иные показатели. С момента старта продаж в нашем интернет-магазине радиаторов отопления мы столкнулись лишь с единичным случаем указания неверных данных на упаковке образца, причем проблема была в незначительном несоответствии веса товара с заявленным. 

Мы считаем любые попытки обмана покупателя недопустимым и не сотрудничаем с компаниями, позволяющими себе искажение данных. В нашем ассортименте нет некачественных радиаторов, мы работаем только с надежными поставщиками, дорожащими своей репутацией».

Также Мария проинструктировала покупателей, которые оказались обманутыми недобросовестными производителями:

«Что касается действий покупателя в случае приобретения некачественного радиатора, то здесь есть несколько вариантов развития событий.

Если радиатор просто подтекает, но ущерба другому имуществу нет,  необходимо вызвать представителя компании, которая занималась установкой (это может быть как магазин, так и сторонняя сервисная компания), для составления акта. Если подтвердится факт наличия дефектов радиатора, а не ошибок при установке, с составленным актом необходимо обратиться в магазин. Если были допущены ошибки при установке, отвечать будет компания, эту установку производившая.

Если же ситуация серьезнее и пострадало имущество в квартире или затопило соседей снизу, в первую очередь необходимо вызвать аварийную службу и представителей ЖКХ для составления акта и описи имущества, пострадавшего при затоплении. Затем, не убирая последствия затопления (это очень важно), надо вызвать представителей сервисного центра и магазина. Дальше продавец и компания, производившая установку, уже будут разбираться между собой в том, кто виноват и кто выплачивает пострадавшему компенсацию. В случае промедления с их стороны мы  рекомендуем пострадавшему обращаться в суд".


Торговые сети Петербурга продают некачественные батареи отопления

Дарья Сергиенко, руководитель отдела по связям с общественностью компании «Максидом», также прокомментировала ситуацию и объяснила, почему в магазинах имеют место радиаторы с завышенными характеристиками:

"Дело в том, что у нас в России нет обязательной сертификации радиаторов водяного отопления. Однако, исходя из нашего опыта, большинство производителей проходят добровольную сертификацию, подтверждающую качество продукта, а также предоставляют покупателям гарантию на свой товар".


Несмотря на то, что потребители защищены соответствующим законом, и в случае чего могут обратиться в магазин, где была совершена покупка, некоторые эксперты рынка считают, что нести ответственность должны непосредственно производители.

«Я бы ставил вопрос так: китайский производитель должен проводить все технические испытания радиаторов по нашей методике, если он хочет прийти на российский рынок. Когда продается продукция, на которой указаны некорректные данные по теплоотдаче и по весу, это плохо. Надо бороться не с магазинами, а заставить производителя давать правдивую информацию о продукте. Магазины не могут проводить испытания каждого поступившего в их магазин радиатора отопления. Это задача производителя», - считает Георгий Литвинчук.

Однако возлагать всю ответственность на китайских производителей нельзя, уверен Виктор Давыдов, коммерческий директор компании «Русклимат».

"Многие российские компании в свое время отправились в Китай и начали заказывать радиаторы отопления, руководствуясь в первую очередь ценой. Они приходят к китайскому производителю и говорят: «Нам нужны радиаторы подешевле». Производитель в свою очередь говорит: «Хорошо, но только я сделаю секцию легче, чтобы цена снизилась.

Китайские заводы говорят: "Эти радиаторы будут весить 600 грамм". Наши недобросовестные компании с этим соглашаются. На упаковках пишут, что теплоотдача каждой секции 200 Ватт, а там, на самом деле, около 100. Российский поставщик делает красивую коробку, пишет 20 лет гарантии и продает в гипермаркетах. Называют радиаторы, например, ООО «Ромашка», возит их компания ООО «Лютик». А по итогу потребитель не может даже найти названия модели и характеристики, которые обязательно должны указываться сбоку на самой модели радиатора. Если такой радиатор через 2-3 года выйдет из строя, протечет или просто перестанет греть, его уже не сдать никуда. Потому что невозможно определить производителя – «Ромашка» это или «Лютик». В лучшем  случае, вы можете прийти в магазин с чеком, если вы его не выбросили и не потеряли".


Торговые сети Петербурга продают некачественные батареи отопления

В России есть всего несколько лабораторий, которые могут оценить качество радиатора. Мы связались с экспертом по испытаниям радиаторов Сасиным Виталием Ивановичем, генеральным директором научно-технической фирмы ООО «ВИТАТЕРМ», а также лауреатом премии Правительства РФ и членом Президиума НП «АВОК».

«Сейчас, в связи с кризисом, обострилась борьба между поставщиками отопительных приборов (не только отечественных, но и иностранных). Чтобы пробить себе дорогу, многие начинают врать, завышать тепловые и мощностные характеристики приборов.  Они предлагают свои радиаторы везде и всюду, буквально всем. Но не уточняют, что алюминиевые, например, лучше использовать на даче, а не в современных системах отопления.

В связи с частой фальсификацией результатов проверки радиаторов мы настояли на том, чтобы «под взглядом» АПРО были не только радиаторы отопления, а все отопительные приборы - и конвекторы, и стальные панельные радиаторы, а не только алюминиевые и металлические.

В Ассоциации согласились, и теперь покупают образцы отопительных приборов с рынка и отдают их на проверку нам и нашим коллегам», - считает Сасин.

Расскажите, почему испытания доверили именно вашей компании, и каким образом вы обеспечиваете достоверность исследований?

«Мы осуществляем испытания радиаторов электрическим методом (прим. ред.: за рубежом в основном используется балансовый метод, так как потребности в отоплении существенно ниже, чем в России) и даем наиболее точные данные.

Сейчас многие наши заказчики сталкиваются с тем, что их отопительные работают с перебоями. У них, в связи с этим, выработалась такая политика – они сдают нам образцы партий отопительных приборов. Мы, в свою очередь, даем им честные результаты. Даже если эти результаты оказываются не совершенными, их с продажи не снимают. На них указывают полученные от нас данные и выставляют на продажу по сниженной цене.

Сейчас многие хотят навести порядок в этой системе. Мы, например, разработали некую методичку (40-60 листов) с рекомендациями по пользованию отопительными приборами. Мы даем характеристику товару, реальные теплотехнические и гидравлические данные, рассказываем, как использовать термостаты и так далее».

Торговые сети Петербурга продают некачественные батареи отопления


На данный момент главной жертвой некачественных радиаторов являются обычные граждане, однако спрос на такую продукцию обеспечивают не сами люди, а крупные застройщики. Именно они устанавливают в новостройках системы отопления, которые не поддерживают достаточную температуру в квартирах. Вследствие чего жители вынуждены менять начальную комплектацию. А так как зачастую люди не обладают нужными знаниями для установки новой батареи, случаются и небольшие повреждения, и масштабные прорывы. О такой ответственности и говорит эксперт Георгий Литвинчук:

«Чтобы ответить на вопрос «кто несет ответственность за разрыв или выход из строя радиатор?», нужно уточнить, а правильно ли был подключен радиатор?  не были ли нарушены условия эксплуатации?

Если вы летом перекрыли краны, и у вас осталась вода в радиаторах, то это ваши проблемы. Это вы неправильно сделали. Если в котельной работает глупый человек, и он дает прессовочное давление в два раза больше, чем должно быть в сети, и во всем  доме разорвались радиаторы, то это его вина.

Если в доме рабочее давление 10 атмосфер, а вы купили радиатор, который выдерживает 6, то это ваша вина.

У нас нет таких специалистов, которые были бы обязаны вам это объяснять. Допустим, вы решили в новой квартире поменять прибор отопления. Для начала выясните, какое рабочее давление в системе вашего дома».

Свою позицию по распространению некачественных радиаторов в России объяснила Ольга Гердт, представитель компании Forte Technologie&Produktion GmbH:

«Многолетняя статистика нашей компании позволяет утверждать, что жалобы на некачественный радиатор составляют менее 0,2% от числа всех обращений; при этом из этих 0,2%  только в 5% единичных случаев - это заводской брак, а в 95% случаев проблемы возникают из-за неправильного монтажа.

Поэтому при правильном выборе радиатора, правильной установке и запуске в эксплуатацию, радиатор будет верно служить десятилетиями».



Множество точек зрения, в чем-то пересекающихся, в чем-то противостоящих друг другу вряд ли помогут определиться потребителям с выбором радиаторов. Поэтому редакция НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ выделила основные положения, которых нужно придерживаться при выборе и эксплуатации систем отопления, чтобы не стать жертвой некачественного продукта.

  1. Сверяйте доступный для самостоятельно проверки показатель – вес. Указанная на упаковке цифра должна совпадать с полученным вами значением. Если вас обманывают уже на этом этапе, то стоит задуматься над необходимостью покупки.
  2. Прежде чем покупать и устанавливать радиатор в квартире и доме, узнайте в вашем ЖЭКе рабочее давление в доме. Затем сравните эту цифру с характеристиками радиатора.
  3. Если все-таки вы столкнулись с неисправностью батарей, вы имеете право обратиться в магазин покупки, опираясь на закон «О защите прав потребителей».
  4. Если пострадало имущество в квартире или затопило соседей снизу, необходимо вызвать аварийную службу и представителей. Также, не убирая последствия затопления, надо вызвать представителей сервисного центра и магазина.
Новости партнеров: