Авторынок США и РФ: где кризис, а где — изменение спроса?

11.07.2016 12:06 137
Авторынок США просигналил о начале депрессии в американской экономике, а российские продажи транспортных средств показали, что экономика РФ выстояла.

Санкт-Петербург, 11 июля.

В американской печати появились свежие данные о продажах транспортных средств: по сравнению с годом ранее, количество проданных новых машин и грузовиков упало в середине этого года на 9%. Два крупных игрока на рынке отчитались о падении продаж. Состояние дел во внешней торговле — безрадостное: по сравнению с ситуацией двумя годами ранее, экспорт автомобилей из США рухнул на 16%, а на местном рынке импортные автомобили теснят транспортные средства местной сборки — как итог, импорт по этому направлению подскочил на 12%. Американское производство автомобилей упало за год на 5,5%. Все эти цифры уже говорят, что ситуация в одном из столпов американской экономики оказывается хуже, чем во время кризиса 2008 года.

Данные по российскому рынку говорят о снижении продаж новых автомобилей на величину в 12,5%, однако надо учесть ряд факторов. Во-первых, в предыдущие годы происходило существенное наращивание автомобильной базы российского общества, то есть население активно приобретало транспортные средства. Наличие двух автомобилей на семью стало довольно распространенным явлением в крупных городах. Во-вторых, кредиты сейчас дорогие, а потребитель стал очень экономным: если раньше можно было, не рассуждая много, взять автомобиль в кредит, то сейчас человек задумывается и считает, а не выгоднее ли ему пересесть на общественный транспорт, а также пользоваться услугами такси, чем приобретать «железного коня» себе в собственность. С учетом этих моментов, очевидно, что российский рынок автомобилей выглядит весьма неплохо — недаром он остается четвертым по величине в Европе.

Авторынок США и РФ: где кризис, а где — изменение спроса?Но есть еще более интересные нюансы, которые показывают то, что скрывается за динамикой продаж автомобилей в США. Любопытно, что недорогой бензин, который «пришел» в американскую экономику вместе с рекордным обвалом цен на нефть в конце 2015 года — начале 2016 года привел к тому, что менее половины сэкономленных за счет этого средств пошло в общий поток денег, потраченных на приобретение новых автомобилей. Значительную часть этой экономии «съели» ежедневные траты американцев на продукты питания и прочее.

Интересно то, как банки в США относятся к выдаваемым автокредитам: они рассматривают их как высокорискованные и поэтому часто выпускают на базе них облигации. В итоге, объем таких долговых инструментов сейчас превышает 1 триллион долларов, а доля технических дефолтов по ним составляет 25%.

А вот для рядового потребителя в США купленный автомобиль часто является не просто средством передвижения, а способом опять получить наличные деньги. Выглядит это следующим образом: автомобильные компании в США, которые наперебой стремятся продать свой товар, предлагают в ряде случаев условия, когда можно заплатить небольшую сумму за автомобиль и получить его, а оставшуюся сумму погашать в рассрочку.

Приобретя таким образом материальный актив, покупатель в ряде случаев его закладывает, чтобы получить сумму побольше, которую он отдал автомобильному дилеру. Правда полученные средства выдаются под внушительные проценты: типичный кредит под залог автомобиля в США сроком на 30 дней имеет ставку 300 процентов годовых. 83% заемщиков таких кредитов довольно быстро берут еще один займ, чтобы заплатить проценты по предыдущему обязательству. 75% взявших самый первый кредит под залог автомобиля в итоге «обрастают» как минимум еще семью кредитами. Неудивительно, что в результате каждый третий такой кредит оборачивается банкротством заемщика. Ну, а то, что на такие займы вынуждены идти все большое число жителей США, в то время как в России наблюдается постепенное ослабление интереса к чересчур дорогим заемным деньгам, еще раз говорит о том, что в США авторынок сигналит о начинающемся там кризисе, а в России этот же рынок отчетливо демонстрирует, что наш потребитель стал более бережно относиться к своим тратам. Косвенным подтверждением наличия такой модели потребления в России свидетельствует стремление откладывать больше на «черный день», в результате чего такого объема сбережений граждан в банках, как сейчас Россия не видела практически за все предыдущие годы высоких цен на нефть.

Владислав Гинько, эксперт РАНХиГС при Президенте РФ

Новости партнеров: