"Зеленые" кинопоказы - главная "фишка" летнего сезона в Петербурге

21.07.2016 20:18 354
Open air с претензией на формат «кино не для всех» крутят в Петербурге чуть не все владельцы так называемых «креативных пространств».

Санкт-Петербург, 21 июля.

Проект «А-кино», июльские интеллектуальные кинопоказы на открытом воздухе в самом сердце Северной столицы, завершился. В «кинозале» сада Фонтанного Дома (Музей Анны Ахматовой), как и в прежние года, показывали разножанровое и «разнонастроенческое» кино – от очаровательных, почти «мимишных» работ эпохи немого синема до жестких, как фибергласс, и прямолинейных, как американская автострада, фильмов из довоенного СССР.

Разумеется, петербургское лето опять проявило свойственную ему погодно-климатическую стервозность и сдобрило несколько киносеансов меланхолично-утомительным, но теплым ливнем. Однако даже случись идеальная сахарская жара без единой капли дождя, «А-кино» образца 2016 вошло бы в культурную летопись города отнюдь не этим.

Главная новация завершившейся программы «А-кино» состоит в том, что культурное развлечение, долго существовавшее в ранге «на очень большого любителя», вдруг как-то незаметно и как бы само собой стало трендовым явлением. Open air кинопоказы с претензией на формат «кино не для всех и не для каждого» летом этого года крутят в Петербурге чуть не все владельцы так называемых «креативных пространств»: крышные рестораторы и операторы антикафе, бизнес-центры с минимальными культуртрегерскими амбициями и какие-то суперсерьезные полусекретные компьютерные клубы.

В сообществах соцсетей вербуют зрителей на спонтанные кинопросмотры: во двор-колодец или на площадь с глухой стеной на одной из сторон периметра приезжает ржавый микроавтобус с видеопроектором и стереоколонками, к назначенному часу подтягиваются сетевые люди – с загадочными лицами и свернутыми в рулоны ковриками для сидения-лежания прямо на асфальте. Входная плата может быть сугубо номинальной, вплоть до 50 руб. – основная выручка набивается «мобильным кофе» и незатейливым стритфудом.

В репертуаре – оцифрованные редкости боевого формата VHS, новинки фестивального кино, трэшевые азиатские боевики, блокбастеры из жизни лондонских фей – все зависит от эстетического профиля онлайнового сообщества.

Разумеется, как это не раз уже бывало, эффект новизны выветрится довольно быстро: молодежь с упоением натусуется на «полузакрытых» open air кинопросмотрах и снова вернется к комфорту домашних диванов с пивом и чипсами или к респектной нажористости модных (и, по обыкновению, бессмысленных) клубных проектов. Что тогда останется?

Как обычно это бывает, культурный процесс в заданном формате будут определять немногочисленные и системно мыслящие профи. Те, кто сделал тот же «А-проект», ставший поводом, центром кристаллизации и объектом копирования для десятков, если не сотен, клонов летом этого года.

Что отличает хороший «зеленый» кинопроект от плохого – в хорошем можно смотреть без аллергии и недоумения практически все: за это ответственен куратор программы, человек с профессионально хорошим киновкусом. Ровно так случилось в «А-кино».

Конструктивистский «Волшебный комсомолец» (2014) Анны Булгаковой и фриковатая сверхфантазия «Сады скорпиона» (1991) Олега Ковалова каким-то сложным, не поддающимся объяснению способом синергизируют европейские короткометражки, анимацию для взрослых или короткометражную же ленту Film (1965) Алана Шнайдера по сценарию Сэмюэля Беккета. Наверное, так и должно быть, когда суперидеей культурного проекта является не отнюдь не выручка от кофе и этнических пирогов с мировой праной.

Скорей бы следующие показы «А-проекта». Даже стервозная петербургская погода на них воспринимается как очаровательный бонус, организованный организаторами (о, великий и могучий русский язык) и подчеркивающий элитарную, хе-хе, геолокацию события.

Александр БЫСТРЫХ, специальный корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.

Новости партнеров: