В Мариинском театре состоится мировая премьера оперы Леонида Клиничева "Казаки"

22.07.2016 12:45 160
В воскресенье в Концертном зале Мариинского театра состоится мировая премьера оперы Леонида Клиничева «Казаки» по одноименной повести Л. Н. Толстого.

Санкт-Петербург, 22 июля.

В воскресенье, 24 июля 2016, в Концертном зале Мариинского театра состоится мировая премьера оперы Леонида Клиничева «Казаки» по одноименной повести Л. Н. Толстого. Сегодня композитор, постоянно проживающий в Ростове-на-Дону, и художественный руководитель Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Лариса Гергиева провели в петербургском отделении информагентства ТАСС пресс-конференцию, посвященную предстоящей премьере. Леонид Клиничев ответил на вопросы корреспондента НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.


Ваше сотрудничество с Мариинским театром и с Академией молодых оперных певцов насчитывает немало лет. Можно ли говорить, что «Казаки» написаны специально для Мариинского театра?

Да, такая формулировка вполне допустима. Мы неоднократно обсуждали с Ларисой Абисаловной идею создания оперы по произведению отечественной классической литературы. Вариантов было несколько, однако к «Казакам» мы в процессе обсуждения возвращались чем дальше, тем чаще – для нашего творчества тема юга России и казачества отнюдь не случайна.

Как продвигалась работа над оперой? Сколько времени это заняло?

Можно сказать, что опера была написана задолго до того, как мы приступили к ее созданию – на идейном, концептуально уровне, конечно. Поэтому формально процесс написания оперы был не слишком длинен. Примерно три месяца мы работали над либретто и около пяти месяцев заняла вся музыкальная составляющая.

К какому музыкальному направлению вы бы отнесли получившийся в итоге музыкальный материал?

Бернард Шоу отлично об этом сказал: если в 20 лет вы не революционер, то у вас нет сердца, если в 60 лет вы не консерватор, то у вас нет мозгов. Поскольку мне чуть больше 60, я бы хотел считать, что у меня получилось ультраконсервативное музыкальное произведение, напрочь лишенное оперной «революционности» (смеется).

Сейчас самый напряженный для вас предпремьерный репетиционный период. Вы довольны тем, что происходит на репетициях в Мариинском театре?

В исполнительском плане – более чем! Мы вчера провели первую репетицию, впечатления самые позитивные. Педагоги и солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского – люди с огромным подвижническим даром, безусловно творческие и феноменально талантливые. Завтра у нас будет так называемая генеральная репетиция. И еще в день премьеры мы пройдем только несколько сцен – чтобы дать возможность артистам не перегореть перед премьерой, исполнить ее в полную силу способностей.

Другое дело, что мы своей композиторской работой откровенно недовольны и вносим в партитуру изменения, чем, конечно, Ларису Абисаловну Гергиеву немного шокируем (смеется). Но таковы все композиторы – они всегда до последнего недовольны своей работой и норовят что-то улучшить, облагородить, гармонизировать, переосмыслить. Нам известен только один случай в отечественной музыке, когда после окончания работы над произведением композитор высказал вполне определенное удовлетворение от получившегося результата – это Сергей Васильевич Рахманинов о своей рапсодии на тему Паганини, написанной в 1934 на тему знаменитого 24-го Каприса.

Какую цель вы ставили перед собой, приступая к работе над «Казаками»?

Окончательно прояснить для себя секреты мощного воздействия оперы на зрителя – почему именно этот музыкальный жанр имеет над слушателем поистине магнетическую, максимальную эмоциональную власть. Нас по-настоящему интересует проблема современности и, подозреваем, вечной актуальности «консервативной» оперной музыки. Именно об этом опера «Казаки» - во всяком случае, мы старались сильно от генеральной идеи произведения не отдаляться.

Новости партнеров: