Нэцкэ в Эрмитаже: невозможно пропустить, нереально забыть

22.07.2016 18:51 560
Частные коллекционеры Игорь Черемикин, Даниил Борщёв, Александр Кулиш и Максим Сурнов представили публике шедевры японского искусства.
 эрмитаж
пиотровский
выставка
япония
нэцкэ

Санкт-Петербург, 22 июля.

Если вы находитесь в Северной столице и вам непременно сегодня захотелось побывать в аду – тогда надо прямым ходом в Эрмитаж. Потому что здесь такой наплыв посетителей, что кажется – еще четыре автобуса с китайскими передовиками смартфонового производства, и передвигаться по залам с Рембрандтом, Леонардо да Винчи, Веронезе и Матиссом можно будет только по головам наших восточных гостей. Именно в такой обстановке вселенского столпотворения и происходило сегодня открытие долгожданной для каждого фаната Японии и всего японского выставки «Нэцкэ. Миниатюрная скульптура Японии из частных коллекций».

Нэцкэ в Эрмитаже: частные коллекционеры представили публике шедевры японского искусства

Ажиотаж на открытии был нешуточный: в Ротонде Государственного Эрмитажа выставлены артефакты одно-двух-трехвекового возраста, которые видели «в лицо» в нашей стране считанные десятки людей – коллекционеры художественных редкостей, эксперты и искусствоведы. Пока дожидались церемонии открытия выставки и директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, удалось протиснуться сквозь плотную массу петербургских вип-персон (все они, кстати, отлично орудуют локтями) и послушать феерическую мини-лекцию куратора выставки научного сотрудника Отдела Востока Эрмитажа Анны Савельевой. Оказывается, своему успеху во всем мире нэцкэ обязаны европейцам – именно они после окончания периода самоизоляции страны принялись изучать это древнее искусство, описывать и систематизировать его и заодно популяризировать во всем мире.

Нэцкэ в Эрмитаже: частные коллекционеры представили публике шедевры японского искусства

Сами японцы в 19 веке никакого интереса к нэцкэ не проявляли, фактически традиция изготовления скульптурок, предназначенных для ношения на поясе и для закрепления на них всяких утилитарных мелочей, была мертва. Сегодня нэцкэ серьезно, глубоко изучают, о них пишут диссертации и увесистые искусствоведческие работы. Нэцкэ, созданные несколько веков назад, вдохновляют художников, работающих в совершенно иных изобразительных традициях и техниках. Отголоски образных решений, открытых безвестными в большинстве случаев мастерами, можно встретить в стрит-арте и видеоинсталляциях, в рекламной графике, в дизайне текстиля и принтах тканей, используемых в дизайнерской мебели.

Нэцкэ в Эрмитаже: частные коллекционеры представили публике шедевры японского искусства

Экспозицию в Эрмитаже составили четыре частные коллекции. Свои сокровища для экспонирования в главном музее России предоставили коллекционеры Игорь Черемикин (он также является председателем отделения стран СНГ Международного общества нэцкэ INS, International netsuke society), Даниил Борщёв, Александр Кулиш и Максим Сурнов. Коллекционеры были порядком ошеломлены творящейся вокруг них художественной «движухой», но свои комментарии к экспозиции давали охотно. Выставка построена по тематическому принципу. В одной витрине фигурки домашних животных – кошек и собачек. В другой – морские животные, земноводные и рыбы. В третьей – драконы и духи. В четвертой – выдуманные несуществующие персонажи преимущественно ужасной внешности, чьей функцией было отпугивать от своего владельца всякое зло и напасти в виде болезней, бедности, неуспехов в личной жизни и провалов в карьерном возвышении. Все нэцкэ (их около двух сотен) находятся в идеальном отреставрированном состоянии и способны украсить собой коллекцию любого музея. Также в экспозицию Эрмитаж включил несколько японских ремесленных инструментов для обработки кости и камня: эти экспонаты являются перемещенными культурными ценностями из германских музеев.

Нэцкэ в Эрмитаже: частные коллекционеры представили публике шедевры японского искусства

Открывшаяся сегодня в Петербурге выставка щедро иллюстрирует феномен нэцкэ - они либо сразу же «забирают» человека, то есть, влюбляют в себя (и это чувство - навсегда), либо же оставляют человека абсолютно индифферентным, незаинтересованным. Впрочем, таких наверняка меньшинство: миниатюрные нэцкэ поразительным образом соединяют в себе изощренный юмор, философский проникающий взгляд на окружающий мир, мудрость уходящих в седую древность поколений, нарративную манеру подачи и предельную выразительность, в пересчете на один кубический сантиметр дерева, кости или минерала. Уже только поэтому выставка «Нэцкэ. Миниатюрная скульптура Японии из частных коллекций» относится к тем культурным событиям, которые либо невозможно, либо крайне глупо обделить своим вниманием, настолько их воздействие на посетителя непредсказуемо, необычно и сильно.

Александр БЫСТРЫХ, специальный корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.

Новости партнеров: