Александр Перенджиев: Команда единомышленников - это коррупциогенный фактор

30.07.2016 15:13 346
​Военный политолог обращается с наказом к кандидатам в депутаты Госдумы о необходимости формирования эффективной государственной кадровой политики.

Санкт-Петербург, 30 июля.

В четверг, 28 июля президент России Владимир Путин произвел масштабные кадровые перестановки в структурах власти. Он сменил руководство пяти федеральных округов, четырех регионов, Федеральной таможенной службы, а также посла России на Украине.

Однако вопросам формирования эффективного государственного аппарата по-прежнему уделяется не так много внимания, считает постоянный эксперт «НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ», военный политолог, доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Александр Перенджиев. Он убежден в том, что назрела необходимость принятия комплексного закона о государственной кадровой политике в стране.


«Россия столкнулась с серьезными вызовами, против нас фактически идет гибридная война. Например, последний случай с нашими спортсменами, которых в урезанном составе допустили для участия в Олимпиаде. Страна нуждается в высокопрофессиональных чиновниках, которые могут просчитывать риски, прогнозировать ситуацию наперед и вовремя, четко принимать те или иные меры на предупреждение различных вызовов. К сожалению, я считаю, что на этот момент практически никто не обращает внимания.

Существует необходимость в выработке четких, ясных правил формирования государственного аппарата. Конечно, есть законы, Конституция устанавливает правила решения кадровых вопросов. Тем не менее, требуется принятие комплексного закона о государственной кадровой политике в Российской Федерации».


К такому выводу уже пришли и специалисты Минэкономразвития. В «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» они говорят о том, что в настоящее время необходим переход к другой системе. Инновационный и форсированный сценарии предполагают значительно более сложную модель управления и для государства, и для бизнеса. По мнению разработчиков Прогноза-2030 основные барьеры вызваны дефицитом профессиональных кадров.

Таким образом, говорит военный политолог, в Прогнозе-2030 признается неспособность нынешних управленцев, находящихся на различных ответственных государственных и муниципальных должностях, противодействовать вызовам постиндустриального общества и решать насущные задачи по модернизации современной России. Во-вторых, обозначена проблема неэффективности существующей государственной кадровой политики. В-третьих, специалисты Минэкономразвития, по сути, говорят о необходимости возрождения лозунга: «Кадры решают все!» в сфере социально-экономического развития страны.

Александр Перенджиев: Команда единомышленников - это коррупциогенный факторПредседатель Правительства РФ Дмитрий Медведев в своей сентябрьской статье от 2013 года «Время простых решений прошло» также был вынужден признать неподготовленность кадров на госслужбе и в бизнесе к выполнению поставленных задач.

«Ведь сегодня, к сожалению, практически каждый проект спотыкается о вопрос - а кто будет работать? Готов ли сегодня среднестатистический россиянин соответствовать современным требованиям на рынке труда? Ответ на этот вопрос мы знаем, и он, к сожалению, не всегда положительный», - отмечает Медведев.

Глава администрации президента Сергей Иванов в своем интервью одному из телеканалов в декабре того же года замечает, что «проблемы с кадрами есть».

«Мы видим, что часто те или иные должности – не обязательно самые высокие, например, глава муниципалитета или района – занимают случайные люди», - говорит он.

Неоднократно государственный деятель отмечал, что кадровая политика в стране «разрушена» и ее «надо возрождать».

«Многие говорят о том, что чиновники вороваты. Казалось бы, законы в сфере противодействия коррупции принимаются, но речь не только об этом. Мы говорим о том, что некоторые чиновники не могут работать в современных и непростых для России условиях, но государственный аппарат должен быть высокопрофессиональным», - продолжает в свою очередь господин Перенджиев.

Но когда дело доходит до законодательной деятельности высшего парламента, то «он занимается нужными вещами, но совершенно не затрагивает государственный аппарат и кадровую политику», а только «прикасается», отмечает эксперт.


«Вот, например, образование. От преподавателей требуют сформировать у студентов определенные компетенции. Чтобы он обладал определёнными знаниями, умениями при выпуске. Вопрос: вот какие знания и умения у наших чиновников?

Сами представители госаппарата, не сомневаюсь, мне скажут, что за ерунда, у нас есть определенная система, аттестационные комиссии и есть подбор на конкурсной основе. Наверное, есть проблемы и с этим. Насколько эти конкурсы открыты и вообще, как у нас идет система продвижения по службе, каких людей подбирают».


Александр Перенджиев: Команда единомышленников - это коррупциогенный факторПо мнению военного политолога, именно опыту работы чиновников на предыдущих должностях должно уделяться основное внимание.


«Скажем, требования к каким-то другим профессиям повышаются со стороны тех же самых чиновников. В частности, к преподавательскому составу. Но не тому, что чиновник тоже должен обладать какими-то знаниями, чтоб он проходил какие – то ступеньки четкие, ясные. То есть не просто взлетал, как ракета. Я не против молодого поколения. Я за то, чтобы они были с опытом и понимали, что там «внизу» происходит. Чтобы молодежь выходила с низов, прежде чем попасть наверх. А не так, что они в роли помощников, а потом их выдвигают на высокие должности ибо они «свои». Не должно быть такого, когда руководитель занимает место и начинает подбирать команду единомышленников».


Именно такое понятие как «команда единомышленников» и есть коррупциогенный фактор, считает эксперт. Получается, что отношения строятся не по принципу профессионализма, а по принципу «свой-чужой».


«Это очень плохо для эффективности работы государственного аппарата. Хотя многие доказывают, что это хорошо, когда команда едина. Но она может и единая, но не профессиональная. Исполнительная, верная, но по принципу «чего изволите». Самостоятельно инициативу проявлять они не в состоянии. Предлагать свои проекты, решение проблем не тогда, когда им дадут команду, а сами – они не способны. Поэтому у нас существуют провалы во внешней политике, по защите наших граждан. Я считаю, что и в развитии спорта должен стоять вопрос прогнозирования рисков, чтобы не было таких случаев, как с футболистами, которые опозорились. Все должно работать на эффективность».


В 2012 году премьер-министр Дмитрий Медведев создал «Открытое правительство» -систему механизмов и принципов, обеспечивающих эффективное взаимодействие власти и гражданского общества. Предполагалось, что проект повысит качество работы госаппарата, качество жизни граждан и формирования новой для страны культуры взаимодействия, поиска компромиссов и взаимовыгодных решений.

Теперь получается, что «есть чиновники, которые исполняют и эксперты, которые выдвигаю идеи». «Но хорошо ли это для работы государственного аппарата?», - задается вопросом военный политолог.


«Поэтому я полагаю, что должны быть сформированы законы о том, каким должен быть государственный служащий. Требования и к образованию, к вопросам его интеллектуального развития. Сколько предложений он внес и каких результатов достиг.

Иными словами, чиновник должен «вырастать» из определенной системы, чтобы все понимали, что если человек поднялся вверх, то за ним огромнейший опыт».


Александр Перенджиев: Команда единомышленников - это коррупциогенный факторВажно, что бы должности занимали «люди мыслящие», способные выполнять задачи именно в рамках инновационного и форсированного сценария развития страны. Потому что защита интересов страны на международной арене требует высокого профессионализма, заключает господин Перенджиев.

Таким образом он обращается к кандидатам в депутаты Государственной Думы. Чтобы именно они, приступив к работе уже осенью, обратили внимание на этот вопрос «как на один из важнейших вопросов общегосударственной российской политики в целом».


«Не надо стесняться сталинского лозунга «кадры решают все», к которому снова надо возвращаться. Мы нуждаемся в эффективной государственной кадровой политике. И на это должны быть направлены усилия Госдумы, президента, и правительства, всех высших органов государственной власти».


 

Новости партнеров: