Поликлиники стали бороться с теми, кто не является на прием по записи

16.08.2016 12:04 208
Проблема обострилась с появлением интернета, поскольку в этом случае, человек общается с экраном компьютера или смартфона, а не человеком.

Санкт-Петербург, 16 августа.

Проблема обострилась с появлением интернета, поскольку в этом случае, записываясь к врачу, человек общается с экраном компьютера или смартфона, а не человеком. Ощущение вовлеченности в процесс персонала медучреждения значительно снижается и намного легче уговорить себя, что при изменении обстоятельств об этом можно не предупреждать.

Однако корень проблемы не в применении технологий. “Именно безответственность - основная причина, - комментирует ситуацию Владимир Митрофанов, руководитель Emportal.ru (Единого медицинского портала). Он также обращает внимание на парадокс: благодаря Интернету на прием смогли записаться люди, которым не хватало времени сделать это лично. При этом чаще всего у таких людей возникают не запланированные заранее дела, как им кажется, гораздо более неотложные, чем визит к врачу.

В списке причин также элементарная забывчивость (особенно у пожилых людей), плохое самочувствие или семейные обстоятельства, а также случаи, когда пациент записавшись к бесплатному врачу, не смог дождаться приема из-за внушительного списка ожидания и обратился к платному. Кроме того, врачам приходится сталкиваться и со злостными нарушителями: именно с появлением возможности записи через Интернет значительно возросло число наших соотечественников, которые изначально бронируют несколько “талонов”, понимая, что все, кроме одного пропадут.


Поликлиники стали бороться с теми, кто не является на прием по записи

За рубежом исследования выделяют другие причины такого поведения, в основном финансовые: пациентам подворачивается работа, на время приема, они не могут заплатить за него, приходится слишком долго ждать, некоторые слишком нервничают из-за плохих новостей, которые могут услышать. В итоге, английские доктора в день впустую ожидают около 61 тысячи пациентов. Это эквивалентно рабочим часам 1300 врачей в год или потере 300 млн фунтов за тот же период.


Тем не менее, врачи и медицинские учреждения учатся противодействовать прогульщикам. Можно выделить два направления воздействия: наказание того, кто не пришел на прием и организация процесса записи таким образом, чтобы число “прогульщиков” снижалось.

В первом случае, к примеру, нарушителей лишают возможности записываться дистанционно в течение какого-то периода, либо вообще после прогула записывают по остаточному принципу. Так например в Калининградской области попав в черный список, пациент должен обратиться в поликлинику с заявлением на имя главврача для того, чтобы вновь обращаться через терминал или дистанционно.

Другой действенный вариант - наказать рублем. “Один раз не пришел, значит, последующие приемы в этом месяце будут платными”, - предлагает член Общественной палаты Пензенской области, опытный врач Сергей Дегтярь. Западные СМИ солидарны с этой позицией, предлагая штрафы в размере 10 $ за первый пропуск, 20 - за второй и т.д.

Поликлиники стали бороться с теми, кто не является на прием по записи

Еще одно предложение - бороться с “дистанционными нарушителями” (бронирующими несколько мест заранее) так же с помощью возможностей IT: при следующей записи на прием через Интернет после прогула на экран выводить количество оставшихся предупреждений. Когда накопится 3 за год - блокировать возможность онлайн-записи на полгода


Однако только наказанием (то есть влиянием на участника ситуации постфактум) вопрос не решить. Необходим комплекс мер, которые реорганизуют сам процесс принятия решения о посещении врача, записи на прием и отмены записи в случае объективных причин таким образом, чтобы число прогульщиков снижалось. Самые очевидные из вариантов решения этой группы - это напоминание о дате и времени приема (за рубежом использование напоминания по телефону снизило количество пропусков с 8 до 5,5%, а сообщение с тем же текстом увеличили число пришедших на прием женщин с 60 до 72%) или сообщение с описанием проблем, вызванных пропуском приема (у иностранных коллег подобная рассылка позволила сократить число пропущенных приемов на 23%).

Помимо негативной мотивации, эксперты выделяют позитивную. «Одним из самых оригинальных способов борьбы с прогулами, - рассуждает Владимир Митрофанов, - является введение скидки ответственным клиентам (после 5 приемов, на которые пациент пришел вовремя он получит скидку)».

Решение о пропуске визита к врачу пациент принимает в результате изменения каких-либо обстоятельств своей жизни (работа или другие дела в это время, непредвиденные расходы и др.), поэтому даже простое информирование пациента о том, как важно сообщить об отмене визита незамедлительно и о том, что происходит в случае, если он этого не сделает – в ряде случаев существенно снижает взаимный ущерб, как пациента, так и врача.

Новости партнеров: