Страшно интересно: чем может удивить Кунсткамера современного школьника

01.09.2016 14:02 1679
В преддверии Дня Знаний НЕВСКИЕ НОВОСТИ решили выяснить, что предлагает Кунсткамера современным школьникам.

Страшно интересно: чем может удивить Кунсткамера современного школьникаСанкт-Петербург, 1 сентября.

Одной из архитектурных доминант центра Санкт-Петербурга является башня Кунсткамеры, увенчанная армиллярной сферой - символом познания вселенной.

Как и многое в этом городе, первый общедоступный музей был создан благодаря Петру I, неугомонному реформатору, жаждущему превратить Россию в передовую, процветающую страну. Без развития науки и образования осуществить задуманное было невозможно.

 

ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ

Создание музея –  дворца науки и знания стало делом государственной важности.

«Оградя отечество безопасностью от неприятеля, надлежит стараться находить славу государству чрез искусства и науки»,- говорил когда-то Петр I.

Начало музейному собранию положили коллекции самого Императора. Он понимал, что коллекционирование является не только одним из способов изучения окружающего мира, но и способом сохранения и передачи знаний.

Задачей, поставленной Петром, было просвещение людей, вне зависимости от их званий, чинов и статусов. Он считал, что «надлежит охотников приучать и угощать, а не деньги с них брать». Посетители «водимы были с услужливостью суббиблиотекарем или другими знающими служителями по всем комнатам и все редкости показываемы им были с кратким объяснением». Их  могли угостить «кофием, цукербродом, венгерским  вином или другими напитками и закусками» в благодарность за проявленный интерес.

Что же они видели?

Страшно интересно: чем может удивить Кунсткамера современного школьникаСлово «кунсткамера» в переводе с немецкого языка – «комната искусств». Здесь были представлены картины, статуи, костюмы, оружие, лодки, приборы и инструменты, модели и медали - то, что искусством своих рук создал человек. Было и то, что создала природа: анатомические коллекции, гербарии растений, камни и минералы, чучела животных – мир во всем его многообразии. Посетители приобщались и к достижениям науки того времени. С 1724 г. музей официально становится подразделением Академии наук. Проводятся публичные лекции, демонстрации опытов. Большой вклад в пополнение коллекций внесли академические экспедиции.

В 30-е годы XIX в. на основе преумножившихся коллекций Кунсткамеры было создано несколько самостоятельных академических музеев: Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический и Кабинет Петра I. По-другому и не могло быть, Кунсткамера Петра Великого была задумана и создана им и его сподвижниками как научный музей, а, следовательно, была живым организмом, была частью постоянно развивающейся научного знания. Значительная часть коллекций, в том числе, нумизматическая, египетская, научных приборов и инструментов, живописи, мемориальная коллекция Петра Великого в разные годы были переданы в Эрмитаж.

Страшно интересно: чем может удивить Кунсткамера современного школьникаЭтнографический и Анатомический музеи продолжали находиться в здании Кунсткамеры. В 1879 г. их объединили в Музей антропологии и этнографии. В дни празднования 200-летнего юбилея Санкт-Петербурга в 1903 г. музей получил имя основателя Кунсткамеры – Петра Великого.

Таким образом, Музей антропологии и этнографии в Петербурге стал не только одним из старейших этнографических музеев мира, но и получил в наследство от Петербургской Кунсткамеры бесценные и старейшие анатомические и этнографические коллекции, многим из которых нет аналогов в музеях Европы и Америки.

Страшно интересно: чем может удивить Кунсткамера современного школьникаОдним из уникальных экспонатов музея является Большой Готторпский глобус. Он поражает, прежде всего, своими размерами (его диаметр равен 3,11 м, весит он 3,5 т) и тем, что в него можно было войти и как в планетарии наблюдать за движением звёзд и созвездий. Более, чем 300-летняя история глобуса полна испытаний и приключений. Сейчас он размещён на пятом этаже башни здания Кунсткамеры.

Популярность музея как туристического объекта не гаснет, а очереди, особенно в летний сезон, частенько протягиваются до самого Дворцового моста.

Страшно интересно: чем может удивить Кунсткамера современного школьникаДля того чтобы пробежаться по всему музею, потребуется не меньше 1,5 часов, а уж если останавливаться и внимательнее рассматривать экспонаты, знакомиться с содержанием этикеток и пояснительных текстов, то не хватит и дня.

В преддверии Дня Знаний НЕВСКИЕ НОВОСТИ решили выяснить, что предлагает Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук современным школьникам.

Оказалось, что в музее имеется целый ряд увлекательных  экскурсий и занятий для ребят разных возрастов.

Зенько Светлана Викторовна – старший специалист по работе с дошкольными и школьными группами экскурсионно-образовательного отдела:


«Несмотря на то, что Музей антропологии и этнографии академический, серьёзный дети к нам приходят. Как индивидуально с родителями, так и организованными группами. По данным статистики за  прошлый год из 578 789 человек, посетивших наш музей, 87 441 – школьники, причём это не только петербуржцы. В каникулы, праздничные дни в музее много гостей города из разных уголков России и других стран мира. Специально для детей и подростков была создана и продолжает развиваться программа экскурсий и занятий «Моя Кунсткамера».»


 

БОГАТАЯ ПРОГРАММА

Страшно интересно: чем может удивить Кунсткамера современного школьникаВсе экскурсии представлены на официальном сайте музея. Просто и доступно. Сделать выбор учитель, воспитатель или родитель может самостоятельно. Для первого знакомства с музеем лучше всего подойдут обзорные экскурсии.

Младшим школьникам предлагается отправиться «В гости к Готторпскому глобусу», посмотреть на старинные приборы и инструменты, а также этнографические коллекции, собранные в разных частях света. А можно представить себя исследователями дальних стран на экскурсии «Отправляемся в экспедицию», изучить заинтересовавшие вас заморские вещицы и поделиться друг с другом своими впечатлениями.


«Зная психологические особенности детей этого возраста, мы стараемся использовать различные педагогические  приёмы так, чтобы  первая встреча с музеем стала содержательной, яркой и радостной» - говорит Светлана.


Оказалось, что у местных экскурсоводов есть свой помощник по имени Глоболок. Он одновременно напоминает колобка и глобус. Эта кукла с доброжелательной улыбкой, с ней можно поздороваться за руку. Глоболок очень рад встрече с ребятами, он любит загадывать загадки, играть, рассказывать сказки. С ним легко отправляться в путь, ведь у него всегда с собой карта всего мира и он поможет разобраться, откуда прибыл в музей тот или иной занимательный предмет.


«Ещё одно очень важное предназначение Глоболка – снять эмоциональное напряжение у тех детей, которые ждут от музея чего-то ужасного и уже заранее боятся его. Эти ожидания могут быть вызваны пугающим внешним обликом экспоната на лестнице в вестибюле – фигура Ракшаса. В этом случае рассказ экскурсовода помогает понять, что таким непривлекательным видом эту фигуру наделили люди, чтобы отпугивать зло. Ракшас –  хранитель входа. Но чаще всего эти ожидания обусловлены тем, что взрослые, из добрых побуждений, желая подготовить ребёнка к встрече с коллекциями нашего музея, начинают рассказывать о монстрах, «чудиках в банках» и т. п., навязывая свои личные негативные впечатления от соответствующих экспонатов или транслируя отрицательные эмоции, воспринятые от других.

Уважаемые взрослые! Детей дошкольного и младшего школьного возраста мы не водим в зал с естественнонаучными коллекциями, за исключением тех случаев, когда Вы сами упорно настаиваете на необходимости посещения этой экспозиции Вашим ребёнком. Всему своё время!», - отмечает Светлана Викторовна.


Страшно интересно: чем может удивить Кунсткамера современного школьникаТакой помощник сопровождает ребят практически на всех игровых занятиях на этнографических экспозициях. С ним можно поиграть в индейцев или в эскимосов Северной Америки, отправиться на Японские острова вместе с Иссумбоси (японским мальчиком с пальчик) или побывать в Индии, в стране, где живут павлины и познакомиться с Ганешей – победителем.

На занятие "Ларец мудрости" древние китайские притчи и музейные экспонаты помогут учащимся 3-4 классов поразмышлять о том, что такое мудрость и как её добыть. Узнать, почему в Индии змей почитали как небожителей, как змеи помогали богам обрести бессмертие и зачем мифическим змеям множество голов ребята смогут на занятии "Почему в Индии не боятся змей".


"Тем, кто постарше, учащимся средних и старших классов предлагаем начать знакомство с музеем с экскурсии «Чудес палата». В прежние времена Кунсткамеру называли «Палатой редкостей» или «Палатой чудес». Людям того времени многие экспонаты, которые показывал музей, казались диковинными, удивительными. А удивление – это первый шаг к знаниям и новой информации. На этой экскурсии мы хотим, и я надеюсь, у нас это получается, доказать тем, кто придет к нам в гости, что и сейчас в музее есть экспонаты, которые могут удивить даже человека  21 века. Идя по залам, мы вместе с посетителями ищем такие примеры, причём неожиданным может оказаться не только назначение, внешний вид предмета, материал, из которого он изготовлен, или уникальная технология использованная мастером, но и история того, как этот экспонат попал в музей. В эту экскурсию входит и посещение зала с естественнонаучными коллекциями, там диковинного тоже достаточно. Порой посетители чучело панголина – древнего животного, сохранившегося до наших дней – принимают за гигантскую шишку.


Большой популярностью уже многие годы пользуются экскурсии программы из раздела "История науки", адресованные учащимся средних и старших классов.

В экскурсии «Музей, который придумал Петр» - акцент сделан на истории создания первого публичного музея. У посетителей есть возможность представить, какой была Кунсткамера  XVIII века. Экскурсия включает посещение всех исторических экспозиций. В совместном обсуждении, в режиме диалога мы выясняем, для чего был создан этот музей.

Страшно интересно: чем может удивить Кунсткамера современного школьникаПознакомиться с историей Большого Готторпского глобуса,узнать, как в XVIII веке проводились астрономические наблюдения, работали службы времени и картографии могут участники экскурсии "Первая астрономическая обсерватория и Большой Готторпский глобус"

Экскурсия "Мифы звёздного неба. От астрологии к астрономии" знакомит с традиционными представлениями разных народов о космосе, с историей астрономических наблюдений и становлением научного знания о мире.

Экскурсия "Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры" для тех, кто интересуется биологией, медициной и хочет подробнее познакомиться с уникальными коллекциями голландских исследователей XVIII века – А. Себы, Ф. Рюйша, М-С. Мериан, а также узнать, как в академическом музее осуществлялось изучение аномалий развития организмов.

Созданию и деятельности Петербургской Академия наук, жизни и научным достижениям российского учёного-энциклопедиста М.В. Ломоносова посвящена экскурсия "М.В. Ломоносов и Академия наук XVIII века".

Страшно интересно: чем может удивить Кунсткамера современного школьникаНа экскурсии "Первобытное общество глазами этнографа"ребята узнают, как этнография помогает в изучении истории и культуры первобытного общества

Ещё один раздел программы "Моя Кунсткамера" – "По странам и континентам" включает интерактивные экскурсии для учащихся средней школы. Они призваны дополнить, развить темы включённые в школьную программу по истории и географии.


"Сотрудник музея старается организовать взаимодействие юного посетителя с экспозицией, таким образом, чтобы он стал активным соучастником происходящего, получил информацию не только от экскурсовода, но и попытался найти ответы на интересующие его вопросы самостоятельно. В этом случае добытые сведенья станут его личным открытием и надолго запомнятся".


Страшно интересно: чем может удивить Кунсткамера современного школьникаНа экскурсии " Страна между Гималаями и океаном" участие в ролевой игре позволит ребятам лучше представить жизнь крестьянской общины в Индии и способы взаимодействия разных каст.

Полюбоваться на изделия индийских мастеров из дерева, слоновой кости, металла, узнать о секретах их изготовления можно на экскурсии "Страна сказочных богатств".

Экскурсия «Китай. Страницы прошлого» посвящена становлению государства и сословий в Китае, развитию письменности, книгопечатанья и традиционных ремёсел.

Важнейшим изобретениям китайской цивилизации посвящена экскурсия "Китайский секрет".

С повседневными заботами, обрядами, верованиями и правовыми нормами народов тропической Африки познакомит  экскурсия "Континент коротких теней".

Увидеть самобытную культуру Страны восходящего солнца глазами европейцев XIX века позволит экскурсия "Открытие Японии европейцами".


"Не так давно сотрудники экскурсионно-образовательного отдела приступили к созданию экскурсий о путешественниках и исследователях: "Русская Америка", "Первое российское кругосветное плавание", "Путешествие цесаревича Николая Александровича на Восток". Они также адресованы учащимся средних и старших классов и вошли в раздел "Ветер странствий"."


 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Страшно интересно: чем может удивить Кунсткамера современного школьника

Для индивидуальных посетителей в музее ежегодно создаются и проводятся разнообразные программы выходного дня.


"Это отдельное серьёзное направление деятельности экскурсионно-образовательного одела. В двух словах о нём не расскажешь. С архивом этих мероприятий  можно ознакомиться на сайте музея. Хочу пригласить на то, что планируется на ближайшее время. 10 сентября в рамках празднования Дня рождения Василеостровского района  в музее пройдёт акция "Впервые слышу!". Музей антропологии и этнографии как истинный наследник Кунсткамеры,"Палаты чудес", берёт на себя смелость вас удивить подборкой историй, связанных с музейными экспонатами и предлагает проголосовать за самую удивительную. "Карманный гид" с историями сможет взять на контроле каждый желающий старше 12 лет. Голосование будет происходить в стенах музея. Для детей младше 12 лет предлагаем интерактивный путеводитель. Его задания помогут найти удивительные вещицы в залах музея и узнать о них самое интересное. Этот путеводитель доступен посетителям и в другие дни работы музея – его можно взять на контроле или распечатать с сайта".


Страшно интересно: чем может удивить Кунсткамера современного школьникаСветлана Викторовна уже 13 лет занимается работой с дошкольниками и школьниками.

За 13 лет поменялось ли как-то детское поколение? Что их интересует в большей или меньшей степени?

Безусловно, изменения происходят. Дети стали более информированными, и благодаря интернету, и благодаря тому что сами много путешествуют. Поэтому и коллекции воспринимают иначе. Это не просто экзотика, а возможность сравнить то, что в музей попало давно с тем , что они сами недавно встречали, видели; возможность поразмышлять о том, что происходит опираясь не только на музейную информацию, но и а свой личный опыт.

В современном мире школьники стали уделять огромное значение различным гаджетам: компьютерам, телефонам. Модернизирует ли как-то музей свою работу?

В 2007 году в музее появился  мультимедийный гид. Он включает путеводитель по залам, энциклопедию "Страны и народы" и раздел "Музей для детей" с викторинами и тематическими играми. Сенсорные киоски с гидом установлены на всех экспозициях, а в ряде залов имеются и большие экраны для просмотра видеопрограмм.

В 2014 году при поддержке Благотворительного фонда Потанина началась реализация проекта  «Кунсткамера  III тысячелетия: от базы знаний к диалогу знаний». Ставка делается на интернет-ресурсы и на удаленный доступ к музею. Создаётся виртуальный музей позволяющий познакомиться с предметами из фондов музея, многие из которых,  может быть, никогда не появятся на музейной экспозиции. Будет обновлён сайт,  посетители получат возможность общаться он-лайн с научными сотрудниками,  исследователями в области этнографии, этнологии и антропологии, задавать им вопросы и получать ответы.  Проект обеспечит качественную трансформацию музейной коммуникации. Он предполагает создание экспериментальной диалоговой медиа среды, которая доступна для понимания, но «академична» по своей сути.  Она  позволит пользователю быть на связи с музеем повсеместно и  при помощи любых гаджетов, а Музею - оставаться востребованным для изучения и понимания современного мультикультурного общества.

У Глоболка в ВКонтакте есть своя страничка, так, что с ним тоже можно установить онлайн общение.

 

*Благотворительный фонд Владимира Патанина - один из первых частных фондов в современной России. Он был создан в 1999 году предпринимателем Владимиром Потаниным для реализации масштабных программ в сфере образования и культуры. Миссия Фонда - содействие развитию благотворительности в России, формирование общественной среды, где ценностями являются творчество, профессионализм и  добровольческая активность. Фонд поддерживает одаренных и интеллектуальных людей, тех, кто способен меняться и готов помогать другим

Новости партнеров: