Мотопутешественник Павел Кобяк: Чтобы начать путешествие, нужно просто сесть и поехать!

08.09.2016 13:13 253
В интервью "НН" Павел рассказывает о своей новой книге про Крым и Донбасс, о том, как был на волосок от смерти, и о необходимой для путешествий смелости.

Санкт-Петербург, 8 сентября.

Павел Кобяк – мотопутешественник, который написал пять книг серии «Сел и поехал». Когда-то, отправившись на электричках из Петербурга в Москву, он понял, что путешествия – его страсть. С тех пор Павел ездит по всему миру на мотоцикле, собирает впечатления, описывает людей, быт и традиции и печатает об этом книги. Вся серия «Сел и поехал» является дневником человека, который агитирует общество на активный образ жизни, на смелость, которая необходима для выхода из своей зоны комфорта, и на познание мира. И даже в своей новой книге о Крыме и Донбассе Павел отказывается от оценочных политических заметок, уступая место природе, людям, их переживаниям и своим впечатлениям от путешествия.

Мотопутешественник Павел Кобяк: Чтобы начать путешествие нужно просто сесть и поехать!

В интервью НЕВСКИМ НОВОСТЯМ Павел рассказал о запуске в продажу новой книги (прим.ред.: презентация «Сел и поехал 5» состоится завтра, 9 сентября, в «Буквоеде» на Лиговском проспекте) о Крыме и Донбассе, а также о прошлом опыте путешествий по России, Центральной Азии и Америке.


Расскажите про проект «Сел и проехал».

Это пятая книга проекта. Главная идея – привлечь молодежь, чтобы она больше увлекалась туризмом, в частности в своей стране.

Я очень много путешествую, начиная с 16 лет. Самая первая моя поездка проходила по незамысловатому маршруту Петербург-Москва. Я тогда был студентом и добирался в столицу на электричках с несколькими остановками. Потом были поездки на велосипеде. Одна из крупнейших моих велопрогулок была вокруг Ладожского озера. После я «покорил» снегоход, отправившись также в Москву, но уже из Мурманска. И уже после этих проведенных в заснеженных лесах недель я перешел на мотоцикл, решившись на путь из Петербурга во Владивосток.

Многие люди путешествуют, но очень мало кто-то что-то об этом рассказывает. Я решил исправить ситуацию. 

В своих книгах вы делаете акцент именно на Россию?

Я посетил уже 50 стран, и, поверьте, мне есть с чем сравнить. И я считаю, что красивее и лучше нашей страны нет. Это выражается во всем: вкусная еда, красота девушек, природа, эмоции, полученные в путешествии.

Моя книга о путешествии по Америке, например, буквально высосана из пальца. И это несмотря на то, что мною было преодолено 16 000 км по 27 штатам. Я ехал туда и думал о рае, в который мечтал попасть долгие годы. Не зря же туда мигрировали в 90-х многие люди, да и сейчас едут тоже. Я думал, что это просто другая планета, рай! Но, только приехав туда, понял, как сильно ошибался.

У нас в России тоже можно создать себе другую жизнь с хорошим домом и возможностью путешествовать. Просто нужно работать и стремиться.

А вообще, возвращаясь к путешествиям, я могу сказать, что наш народ гораздо более открытый и живой. Казалось бы, люди суровые, но по факту более добрые и открытые. Американцы же в большей степени фальшивые: им нужно улыбаться, у них просто так принято. Их улыбка совсем не означает, что в случае проблемы они кинутся вам помогать. В отличие от русских.

Как вы решились на написание первой книги?

Первую книгу о путешествии во Владивосток я написал просто потому, что мне хотелось поделиться впечатлениями. У меня никогда до этого не было опыта в написании книги, в том числе и документальной. Поэтому я решил собрать команду, в составе которой были редактор, корректор и художественный редактор. Чтобы получился грамотный продукт.

А почему вы предпочли написать книгу, а не завести, например, блог? Сейчас же это популярно.

Мне нравится  все по старинке. Я люблю книгу в руках держать, листать ее, фотографии на бумаге смотреть. Книга – это же, не забывайте, память. Я, например, свои книги дарю мамам и женам своих товарищей по путешествиям, чтобы они могли прочитать и понять, чем занимаются их сыновья и мужья. Еще я хотел бы, чтобы мой сын, когда вырастет, прочитал про мои поездки.

Какая еще отличительная черта у вашего проекта?

Это проект отдыха без политики. Я просто хотел прокатиться по стране и увидеть все своими глазами, пообщаться с людьми.

В глубинку заезжали, когда путешествовали по России?

Мы ехали в основном по федеральной трассе, но и этого было достаточно, чтобы понять нашу страну. В первой книге я описывал подробно каждый день, документально. Это были записки путешественника с главами, которые начинались так: «День первый. Петербург-Москва». Я описывал все, что вижу – заправки, кафешки, людей, природу.

Вы не боялись ехать в такой долгий путь?

Конечно, опасался немного, дорога то длинная. Я знал, что мне надо подготовиться обязательно и технически, и психологически. Но я ехал с двумя друзьями айкидошниками. Это придавало уверенности (улыбается).

В принципе, прокатившись до Владивостока, я понял, что это была просто прогулка выходного дня – школьная разминка для начинающих туристов. Мне захотелось донести до всех одну простую истину: «Не бойтесь!». Надо просто сесть и поехать. Этот призыв к действию стал моим девизом для всей серии книг.

Но я хочу уточнить, что не призываю к бездумным путешествиям. К ним необходимо тщательно готовиться – проверять технику на сервисе, завершать текущие дела (хотя бы частично), но ни в коем случае не убегать от проблем – проблемы надо решать.

Мотопутешественник Павел Кобяк: Чтобы начать путешествие нужно просто сесть и поехать!

Каких правил вы придерживаетесь в своих путешествиях?

Их у меня несколько. Одно из самых важных и принципиальных – не вступать в конфликт с местным населением. Помни, ты у людей в гостях и не имеешь права навязывать что-то свое. Будь более доброжелателен и спокоен.

Да, бывают люди конфликтные и провоцируют. Но мы с друзьями всегда придерживаемся такой политики: не устраивать бои. На пути во Владивосток у меня, например, на груди вместо фотоаппарата висел пистолет «Оса», но он был для какого-то мирного, если можно так сказать, отстрела, чтобы была возможность уехать. Мы никогда не хотим ввязываться в драки и бои.

Есть какие-то участки федеральной дороги, которые опасные и нежелательны для перемещения?

Сейчас такой территорией является Забайкальский край. Там был, например, убит путешественник из Нижнего Новгорода. Там же японца закололи, который остановился во время путешествия в палатке.

Дело в том, что этот край населен людьми, которых в 90-е посадили и отправили туда. Они сейчас выходят и начинают промышлять. Ленивые, работать не хотят, поэтому идут по преступному пути.

Поэтому советую там ехать либо с друзьями, либо в дневное время.

То есть вы за спокойное путешествие?

Не совсем. Моя книга про США почему, думаете, высосана из пальца? Потому что там не было событий и приключений. Меня даже копы в тюрьму не посадили. А вот в Афганистане, на Памире, Таджикистане и Туркменистане была поездка жизненная.

Мотопутешественник Павел Кобяк: Чтобы начать путешествие нужно просто сесть и поехать!

А где еще были проблемы? На Северном Кавказе были?

Я там был в 2013 году. Маршрут был такой: Чечня – Дагестан – Азербайджан – Грузия – Армения – Грузия. В последний день меня сбивает машина, и я буквально вижу белый свет в конце тоннеля. Целый месяц лежу в больнице с компрессионным переломом, сломанными позвоночными ребрами, черепно-мозговой травмой и внутренними повреждениями. Потом, через месяц, меня в корсете друзья везут через Нальчик в аэропорт Минеральных вод, чтобы доставить домой на восстановление.

Я полгода приходил в себя, благодарил Бога и не понимал, за что я остался здесь с руками и ногами. После этого я написал книгу о нашем Кавказе. Продукт получился философским, тяжелым и полным размышлений.

Как вы умудряетесь ездить по всему свету? А как же работа, семья?

Это всегда держит и будет держать всю жизнь. Мы привыкли быть в зоне комфорта и куда-то уйти тяжело. Но весь кайф там, за пределами этой зоны. Причем так везде – и в бизнесе, и в путешествиях, и в жизни.

Конечно, прежде надо со всеми договориться. Кто-то не пускает, кто-то недоволен. И если ты не махнешь рукой, то ты никуда не поедешь. Естественно, я создаю максимально комфортные условия для своей семьи, прежде чем уехать. И считаю, что им грех жаловаться. Хотя, несмотря на это, жена всегда переживает и где-то даже против моих поездок. Но она разделяет мою страсть, потому что знает – запрети мне это, я засохну, как цветок.

Кем вы работаете?

Я работаю на себя, связана деятельность с железной дорогой.

Значит ли, что у человека должно быть много денег, чтобы путешествовать?

Многие говорят: «Вот имеешь деньги, поэтому можешь путешествовать». А у меня всегда ответ такой: «Друзья, кто-то ищет причины, а кто-то ищет решения».

Когда у меня были деньги только на билет на электричку, я ездил на ней. Когда я накопил на велосипед, я отправился вокруг ладожского озера на этом транспорте. Появились деньги на мотоцикл – то же самое. Может быть, когда-то будут деньги на какой-нибудь водный вид транспорта, и я открою для себя что-то новое.

Кто вам не дает скопить деньги на велосипед или походный рюкзак? Кто запрещает сплавляться по Вуоксе, например? Я считаю, что это доступно каждому. Но люди ищут себе отмазки, типа «потом заработаю на велосипед», «потом договорюсь с женой», «потом создам бизнес и куда-нибудь уеду»… Но живем то мы сегодня!

Как вы собрались в Крым?

Отчасти спонтанно. Мы с моим другом и напарником Герой Ивлевым просто бросили все… Однако повторюсь, мы не бросаем какие-то проблемы, мы стараемся максимально решить их, чтобы было комфортно, в первую очередь, семье. Ну и работа, чтобы не пошла под откос.

Так вот. Еду я в такси, полностью экипированный, за своим мотоциклом на сервис, чтобы забрать его подготовленным к путешествию, а мне звонят и пишут беспрестанно. И я понимаю, что пока я не отключу телефон, это не изменится. Поэтому я отключаю мобильник, думаю о детях, которые ждут меня на Донбассе, и именно с этого момента начинается мое путешествие.

Мотопутешественник Павел Кобяк: Чтобы начать путешествие нужно просто сесть и поехать!

Кому принадлежала идея поехать в Крым и на Донбасс?

Гера мне позвонил со словами: «Паха, поехали».

В этом году мы так же сорвались в Берлин на 9 мая – 4 дня потратили на поездку. Просто потому, что мы оба не были в Берлине на этот праздник. 

Сколько по времени занял Крым и Донбасс?

Неделя и два дня.

Что впечатлило в Крыму?

Севастополь – прекрасный город. Думаю, что свожу туда и свою семью. Помимо этого, я остался в восторге от байк-шоу «Ночных волков» с аудиторией в сто тысяч человек. Такого зрелища я не видел даже на рок-концертах, а я, поверьте, повидал их немало – Metallica, Slipknot, Rammstein и другие. Для меня это шоу стало на второе место после питерских «Алых парусов».

Что еще можете сказать про Крым?

Скажу честно, пока он, конечно, колхозный, совковый. Цивилизация приходит точечно – заправки, например, стали современные. 

Крым пытается развиваться, но нет пока ощущения, будто ты на Кипре или в Турции. Пока отдых на полуострове дорогой (хотя всю жизнь был дешевым), а сервис низкий.

Книга «Сел и поехал 5» - она больше про политику или про путешествия?

Знаете, я стараюсь политику не затрагивать ни в одной из своих книг. Естественно, я описывал истории таксистов, которые рассказывали про «поезд дружбы», шедший из Киева. Были и другие моменты, которыми со мной делились жители. Там есть и политика, но это взгляд со стороны людей, это не мое мнение. Оно (мое мнение) никому не нужно. Это документальная книга, и в ней больше описаний.

Расскажите о второй части путешествия.

После Крыма мы отправились в Луганск.

Знаете, я в том же году был в Афганистане, но на Донбассе мне было страшнее. Люди потеряли все.

Попали мы в один поселок: пустой, разрушенные дома, разорванные машины, разбитые дороги. Проезжаем мимо одного объекта, который когда-то был домом. Наткнулись на хозяйку и ее мужа, они провели нам «экскурсию».

«Смотрите, что они сделали с нашим домом. Это наша итальянская плитка, которую мы специально для ванной заказывали, говорят хозяева, показывая на груду камней. А это «Волга» наша, под которой лежит часть отца женщины, а напротив, на стене – запекшаяся кровь погибшего».

Страшная экскурсия, страшные фотографии, под которым я таких сопровождающих надписей, конечно, не делал.

Мотопутешественник Павел Кобяк: Чтобы начать путешествие нужно просто сесть и поехать!

Кого местные жители обвиняют в этой войне?

Порошенко, конечно. Кого еще?

Что еще запомнилось на Донбассе?

Были мы в деревне Никишино. Смотрите (показывает фотографии из книги), это полуразрушенный Дом культуры, а вот девочки в цветных нарядах. Идет подготовка к Дню шахтера. У этих молоденьких девчонок погибли родители, кто-то потерял жилье. Но они на фоне всей этой разрухи не сломались, а, напротив, готовятся к празднику!

Там до сих пор бомбят и стреляют?

Не буду врать – не знаю. Скажу, что слышал, как постреливали, но где-то вдалеке.

Местные боятся или привыкли?

Люди устали бояться. Самое страшное, что их это уже не беспокоит. Они знают, что где-то обязательно бомбанет, но не знают где. Поэтому они не строят ничего нового, не создают будущее, потому что боятся его потерять.

Какие у людей прогнозы на будущее?

Полная неопределенность, которая их пугает больше всего. Мы не знаем, что будет дальше, говорят люди. Они не знают, кому они принадлежат.

Мотопутешественник Павел Кобяк: Чтобы начать путешествие нужно просто сесть и поехать!

А все-таки, откуда возникла идея поехать на Донбасс?

Есть у меня друзья – военно-патриотический мотоклуб «Штрафбат». Благодаря им я и поехал на Донбасс. Они давно занимаются сбором и доставкой гуманитарной помощи нуждающимся. Сначала я помогал им собирать продукты и вещи, но потом понял, что помимо гумпомощи, местным жителям нужна помощь психологическая.

Я поехал к детям, рассказывал им свои истории о путешествиях, говорил, что и они могут так же узнавать мир. Говорил про Штаты и Кавказ. Уверял, что мы рядом.

Знаете, и мне удалось зарядить детишек, взбодрить их, убедить, что придет время и они смогут вырваться из этого ада.

А вы не думали после Донбасса поехать в какую-нибудь горячую точку, типа Сирии?

Знаете, я приезжал к донбасским детям под Новый год, дарил им подарки и показывал свой фильм про поездку на Памир, по Центральной Азии. Эта поездка оставила какой-то зажигательный шлейф в сердцах детей, веру в будущее. И я считаю, что это самое важное. А лезть на рожон просто так я не вижу смысла.

Политика - это не про меня. Я больше про путешествия. Я могу описать, что вижу, а давать оценку чьим бы то ни было действиям я не хочу.

В Афганистан я ездил тоже не потому, что хотел попасть в горячую точку. Я ехал за своей мечтой посетить город Мазари-Шариф и увидеть голубую мечеть – Мекку мусульманского мира. Также было желание попасть на площадь Белых Голубей. Есть легенда, что если туда прилетит серый или черный голубь, то он обязательно превратится в белого. Из-за святости этого места.

Я езжу по всему миру, чтобы увидеть культуру, традиции, природу. А вот на рожон не хочу лезть. Зачем мешать людям? У них война. И тут какой-то путешественник приехал. Зачем?

Мотопутешественник Павел Кобяк: Чтобы начать путешествие нужно просто сесть и поехать!

Павел, а вы не думали переводить ваши книги на иностранные языки?

Думал. Считаю, что уже созрел для этого этапа. Хочу показать взгляд русского человека на страну изнутри.

Я патриот, люблю свою страну. Мне хочется что-то поменять. Например, привить молодежи интерес к путешествиям, рассказать им, как важно узнавать что-то новое, оказываться в разных ситуациях и учиться из них выходить. Я хочу, чтобы мой сын рос в здоровом и смелом обществе. Чтобы люди не сидели за компьютерами, как сейчас. Я хочу, чтобы люди познавали мир, испытывали себя, становились смелее и сильнее.

Расскажите о ваших планах на будущее.

Могу рассказать о том, чем занимаюсь непосредственно сейчас. У меня есть такой ресурс – «Первый колл-центр помощи мототуристам» (телефон для жителей России 8-800-770-79-79; для жителей других стран +7-499-923-27-31). Это своего рода мото-МЧС.

Это социальный проект, мы простоя являемся информационным партнером. У нас есть база из тысячи контактов, в которую включены эвакуаторы, сервисы по починке, магазины, разные мотоклубы. Мы решаем проблемы мотоциклистов, которые могут возникнуть на дороге.

Приведу пример сопровождения. Был у нас клиентом мотопутешественник из Швейцарии, который хотел проехать кругосветку. Потерялся в тайге. Мы вызвали туда эвакуатор, подсказали, где ближайший сервис и нужные телефоны.

И люди нас благодарят, говорят, что мы помогаем не только информационно, но и психологически.

Каков ваш девиз по жизни?

Увлечь (серия книг «Сел и поехал»), помочь (колл-центр помощи мотопутешественникам) и развлечь (создание настольных игр, которые тоже, так или иначе, пропагандируют путешествия).

Текст: Вероника Галачиева.

Новости партнеров: