Четыре истории о праздновании Курбан-байрама в Петербурге

11.09.2016 12:13 584
НЕВСКИЕ НОВОСТИ публикуют истории четырех мусульман из Петербурга о том, как они празднуют Курбан-байрам.

Санкт-Петербург, 11 сентября.

Завтра, 12 сентября, мусульмане всего мира празднуют священный праздник Курбан-байрам.

О том, чем этот священный день является для представителей ислама, НЕВСКИЕ НОВОСТИ писали в статье, посвященной его истории и традициям. Также об этом празднике рассказывал муфтий Соборной мечети Петербурга и председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России Равиль Джафярович Панчеев. 

Сегодня мы публикуем истории четырех представителей мусульманского мира о том, как сегодня празднуют Курбан-байрам в Петербурге; какие традиции соблюдают верующие; сталкиваются ли с агрессией со стороны представителей других конфессий и помнят ли они историю самого священного исламского праздника.


Четыре истории о праздновании Курбан-байрама в Петербурге

Саид (Таджикистан)

Пророку Ибрахиму Аллах послал сына Исмаила. Позже Аллах потребовал от Ибрахима принести в жертву Исмаила, чтобы доказать свою преданность ему. Ибрахим был действительно готов принести такую жертву во имя Всевышнего. Аллах увидел преданность пророка и послал ему барана, чтобы избавить его от этого жизненного экзамена. Поэтому сегодня мы отмечаем Курбан-байрам, принося в жертву барашка.

Жертвоприношение проходит в разных местах, но обязательно специализированных. Мы не одобряем, когда барана режут на улицах города. Это некрасиво и не по-человечески перед другими людьми, проживающими в этом городе. Действие нужно проводить на территории частных домов.

Из обязательных традиций у нас – угощать всех знакомых сготовленными в этот день блюдами (прим.ред.: традиционно в семье Саида это плов из баранины и шурпа, но в других городах и селах могут быть и другие блюда. Так, например, в Кабардино-Балкарии мусульмане делают лакумы - пышки из теста). Мы не делаем различий по религии – угощаем всех.

Негатива со стороны других людей (прим.ред.: другой религии) я не замечал. Только не в Курбан-байрам! Это светлый праздник.

Курбан-байрам празднуют все – от совсем маленьких детей до людей старшего поколения. Причем чаще даже молодежь празднует, потому как нам с детства прививается любовь к своей вере, нам рассказывают ее историю и традиции. И поэтому мы не ходим в мечеть «для галочки»: если мы идем молиться, то делаем это осознанно.

Я хожу в мечеть каждый год и в этом году тоже обязательно пойду. Сейчас, правда, Соборная мечеть на «Горьковской» частично закрыта на ремонт. Но есть и другие мечети, например, на «Пионерской», «Приморской», на улице Салова. Я там был несколько раз, но почти все время жизни в Петербурге (прим.ред.: 10 лет) хожу все-таки в Соборную.


Четыре истории о праздновании Курбан-байрама в Петербурге

Намиг Барат оглы (Азербайджан)

История праздника начинается с пророка Ибрагима, который попросил у Аллаха сына, и Всевышний послал ему Исмаила. Но в 18 лет Исмаил должен был быть принесен в жертву во имя Аллаха. И отец, и сын знали об этом, и когда день настал, они были к нему готовы. Исмаил попросил Ибрагима завязать ему глаза, чтобы отцовская рука не дрогнула во время жертвоприношения. Также сын попросил связать ему руки и ноги, чтобы не сопротивляться. Аллах увидел готовность Ибрагима жертвовать и готовность Исмаила быть принесенным в жертву. Тогда мужчины услышали голос Аллах, который сказал: «Ибрагим, вот тебе баран, можешь пожертвовать его». Пророк взял этого барана и принес его в жертву. После этого обычай резать барана для нас святой.

Мы, мусульмане, всегда празднуем этот праздник, вне зависимости от того, где находимся – в Петербурге или в какой-нибудь мусульманской республике. Курбан-байрам – это наш самый священный праздник, и где бы мы ни жили, отмечаем его как положено.

Мы обязательно режем барана, направляя его головой в сторону Каабы (прим.ред.: мечеть Кааба – мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе мечети Масджид аль-Харам в Мекке. Такое правило необходимо соблюдать во время праздничного жертвоприношения). Животное должно быть куплено живым, либо вы должны быть уверены, что этого барана резал мусульманин по всем правилам праздничного жертвоприношения. Если у людей нет возможности купить живого барана, мы раздаем им уже порезанного. Помогаем таким образом бедным людям, которые хотят отпраздновать Курбан-байрам по всем правилам.

Для жертвоприношения есть специально отведенные места. Например, у наших братьев-дагестанцев есть очень хорошая бойня. А резать баранов везде, где вздумается, нельзя. И все эти истории, когда мусульмане проводят обряд жертвоприношения на улицах города, я считаю, что случаются по незнанию. Но мы стараемся рассказывать незнающим людям, где правильно совершать жертвоприношение. Мы мусульмане и гордимся этим, и мы не хотим, чтобы другие люди думали, что мы ведем себя невоспитанно.


Четыре истории о праздновании Курбан-байрама в Петербурге

Исмаил Ибрагимов (Узбекистан)

Мы каждый год ночью, точнее рано утром, идем в мечеть и занимаем место. Готовимся к утреннему намазу, общаемся с братьями-мусульманами, разговариваем, поздравляем друг друга. Потом нас начинает поздравлять имам, а слушать его – наша мусульманская обязанность.

Мы с моими друзьями и близкими каждый год ходим в Соборную мечеть на «Горьковской». В этом году тоже пойдем туда, несмотря на ремонт, так как вход ограничен только наверх, а внизу и на площадке перед мечетью можно будет положить коврик и совершить намаз.

С агрессией во время Курбан-байрама я не сталкивался, хотя каждый год хожу в мечеть, а потом иду в гости к друзьям. Мы празднуем все вместе этот священный день, готовим, раздаем еду соседям.

Работать в этот день нельзя, но, к сожалению, не всегда получается выкроить себе целый день свободного времени. Я обычно отпрашиваюсь на несколько часов, а потом все равно еду на работу.


Четыре истории о праздновании Курбан-байрама в Петербурге

Хаял (Азербайджан)

Моему ребенку год, и я уже сейчас задумываюсь о том, как буду его воспитывать. Определенно, в мусульманской вере, буду прививать ему наши ценности. Через год обязательно сделаю обрезание, чтобы он был истинным мусульманином. Кроме этого, я хочу отдать его в специальную мусульманскую школу, чтобы он хорошо изучил нашу веру, узнал ее. Чтобы он понимал, что ислам – это не кровопролитие или что-то подобное, что ислам – это мирная религия.

У нас есть мусульманская школа на Гражданке, например. Туда вообще открыт свободный вход. То есть можно просто прийти туда и почитать книги, пообщаться с другими мусульманами.

Меня, кстати, отец не сильно просвещал на тему нашей религии. Я в основном узнавал все, что мне интересно, самостоятельно. С 6 лет (именно тогда я осознанно стал мусульманином) я с удовольствием ходил в мечеть, слушал имама. Когда я жил в Азербайджане, я очень любил еду, которую готовили прям у мечети.

С агрессией я не сталкивался. В наш большой праздник Курбан-байрам нет места агрессии, да и сами мы себя ведем дружелюбно.

Обычно я не режу барана на праздник, но помню, что когда мой сын попал в реанимацию, а обещал Аллаху зарезать барана, чтобы мой ребенок выздоровел.


Текст: Вероника Галачиева.

Новости партнеров: