Дворцовая опера «Ленора»: красота, мистика и величие

20.12.2013 09:08 558
16 ноября в Эрмитаже состоялась премьера дворцовой оперы «Ленора». Это

16 ноября в Эрмитаже состоялась премьера дворцовой оперы «Ленора». Это уникальная постановка, аналогов которой в Петербурге еще не было. Опера была представлена под патронатом Министерства культуры РФ в юбилейный год 400-летия основания Российского Императорского Дома Романовых и в преддверии 250-летия основания Государственного Эрмитажа.

Напомним, что «Ленора» – произведение, чей возраст насчитывает несколько сотен лет. Считается, что партитура оперы была частью коллекции прусского короля Фридриха Вильгельма III, а затем перешла по наследству к его дочери – принцессе Фредерике-Луизе-Шарлотте-Вильгельмине. В России она известна, скорее, как супруга российского императора Николая I Александра Федоровна. В течение долгого времени партитура считалась утраченной. Некоторое время назад она была обнаружена, чтобы спустя время предстать в виде новейшей постановки перед взглядами зрителей теперь уже XXI века. Оригинал партитуры с водяными знаками, свидетельствующими о принадлежности к собранию прусского правителя, в день премьеры был представлен на пюпитре в центре зала, где разворачивалось действо, и увидеть старинный манускрипт мог любой из присутствующих.

Всего же на премьеру собралось порядка 300 гостей, которые удобно разместились по периметру зала, оставив место в центре для оркестра и исполнителей.

Музыкальная баллада «Ленора» прозвучала в одном из самых известных залов Нового Эрмитажа, который славится своим размахом и является хорошо узнаваемым благодаря ярко-красному цвету стен и плотному наполнению предметами искусства. Как уже можно догадаться, это зал, состоящий из анфилады трех помещений и украшенный остекленным сводом, именуемый «Большой Просвет», где сегодня представлена экспозиция «Искусство Италии XVII-XVIII веков». Здесь можно увидеть произведения таких знаменитых мастеров, как Лука Джордано, Джузеппе Креспи, Антонио Канале, Франческо Гварди. Живопись, огромные малахитовые вазы и мраморные скульптуры стали великолепным обрамлением для дворцовой постановки оперы «Ленора».

Вел праздничный вечер заслуженный артист России Михаил Черняк. В начале мероприятия он представил всех тех, благодаря кому эта постановка состоялась, – и, прежде всего, это идейный вдохновитель и художественный руководитель проекта «Ленора. Возвращение баллады», народный артист Узбекистана и Северной Осетии-Алании, композитор, художник, педагог Академии молодых певцов Мариинского театра Грайр Ханеданьян. В Эрмитаж он прибыл в белоснежной сорочке и черном фраке, которые прекрасно сочетались с его внушительной шевелюрой. Сразу было видно, что долгожданная премьера – это настоящий праздник для всех, кто был причастен к его организации.

Перед началом оперы ведущий зачитал приветственное слово министра культуры РФ Владимира Мединского, а также пригласил к микрофону представителя ЮНЕСКО, поскольку в этот день отмечалась дата основания данной организации. Всех присутствующих поздравили с этим уникальным событием и пожелали им хорошего вечера.

И музыка зазвучала. Исполнял ее оркестр Государственного Эрмитажа, дирижировал которым заслуженный артист России Феликс Коробов. Зрители могли вплотную наблюдать за движением рук профессиональных музыкантов. Что касается оперных певцов – солистов Мариинского театра, то во время действа они менялись местами, кружа вокруг мраморной статуи «Гибель Адониса» знаменитого итальянского скульптора Джузеппе Маццуолы. Исполнялось четыре партии: это сама Ленора, ее мать, жених Леноры и рассказчик. Последний внешне немного напоминал актера Бена Уишоу – исполнителя главной роли в фильме «Парфюмер: история одного убийцы» режиссера Тома Тыквера. Что касается исполнителя партии жениха, то он, со своим острым носом, бакенбардами и бородой, добавлял определенного жутковатого колорита, ведь в тексте оперы присутствуют и мертвецы, и гроб, и заунывное песнопение. Возможно, оперу со столь страшным, темным, мистическим сюжетом только и нужно слушать в ярко освещенных канделябрами залах – к примеру, в залах Эрмитажа…

Интересно, что с помощью музыкальных инструментов имитировался перестук копыт, когда, в соответствии с замысловатым сюжетом, конь скакал по полям, унося на себе Ленору и ее восставшего из мертвых жениха. Также в числе оригинальных особенностей постановки можно отметить следующее: всем гостям была выдана программка с отпечатанным в ней текстом оперы, автором которой, как известно, является великий русский поэт Василий Жуковский. Гости могли самостоятельно следить за развитием сюжета, ориентируясь на программку.

После завершения постановки на «сцену» был приглашен человек, который непосредственно занимался реконструкцией музыкальной баллады, а также подготовкой ее оркестровой версии, – Грайр Ханеданьян. Также собравшиеся тепло поприветствовали руководителя проекта, председателя фонда музейных раритетов «Просвещенная Держава» Светлану Штучкову. Всем – и артистам, и руководителям – были вручены огромные букеты цветов. После этого зрители еще долго не расходились: всем хотелось пообщаться со звездами этого удивительного вечера, а заодно насладиться неповторимой атмосферой Эрмитажа, который в этот день воспринимался иначе, нежели музей, с детства знакомый каждому уважающему себя петербуржцу. Любой желающий мог зафиксировать в книге отзывов свои впечатления от «Леноры». Подобные постановки не имеют аналогов, каждая из них – это действительно редкость, а побывать на такой дворцовой опере – большая удача и радость. Спасибо людям, которые не боятся воплощать такие смелые, необычные идеи, благодаря чему давно забытые произведения искусства приобретают вторую жизнь.


Фото: Сергей Требухин/НЕВСКИЕ НОВОСТИ 















































































































Новости партнеров: