Эксперт: Креативные площадки Петербурга формируют имидж города, а также привлекают в него инвестиции

30.09.2016 13:25 555
Эксклюзивное интервью с экспертом о том, как творческие площадки и лофт-проекты формируют образ Петербурга, кому они нужны и какое у них будущее.

Санкт-Петербург, 30 сентября.

Санкт-Петербург небезосновательно считается культурной и творческой столицей страны. Здесь задают тренды, создают оригинальные творческие площадки и мастерские, а также проводят в них деловые, событийные и тематические мероприятия. Поэтому именно здесь уже 10 ноября в творческом кластере "АРТМУЗА" откроется конференция «Влияние креативной составляющей на развитие дестинации. Креативные пространства в городской среде и их влияние на формирование имиджа города».

Она призвана стать для города коммуникационной площадкой для развития креативных пространств Санкт- Петербурга, развития культурной и творческой инфраструктуры, новых трендов, ресурсов и продуктов для туристской индустрии города. Участники обсудят проблемы привлечения мероприятий и создание новых туристических продуктов, смогут обменяться мнениями по вопросам выбора и реализации наиболее оптимальных схем организации творческих пространств, задать насущные вопросы представителям властных структур.

Корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ пообщался с заместителем генерального директора СПб ГБУ «Конгрессно-выставочного бюро» Серебровской Натальей Вадимовной, чтобы узнать, каким образом и за счет чего формируется образ Петербурга, и какая роль в этом отведена креативным площадкам.


Когда и где вообще появились первые креативные площадки?

Первые лофт-проекты появились в Нью-Йорке в конце 1930 годов — создание альтернативных арт-пространств и мастерских, совмещенных с жильем, было обязано Великой депрессии и массовым банкротствам предприятий. В Россию лофт-культура пришла только в двухтысячных. Понятие «лофт» за это время сильно исказилось, а российские предприниматели выработали собственные подходы в бизнесе на искусстве.

В Москве первый творческий кластер появился в начале двухтысячных годов — Аrtplay, потом в здании бывшего Комбината виноградных вин появился центр современного искусства «Винзавод». В то же время, в 2007 году, в Санкт-Петербурге, в здании бывшего хлебозавода, был организован культурный центр «Этажи» — первый, назвавший себя лофт-проектом и пионером лофт-дизайна.

Среди креативных пространств, осваивающих наследство более давних времен, – заброшенные особняки наиболее популярны «Тайга», «Голицын лофт», «Пальма». Голицын Лофт - первый творческий квартал, объединивший 5 зданий, одно из которых старинный особняк XVIII века напротив Инженерного замка.

Как они популяризировались?

Структура индустриального города перестала удовлетворять потребностям горожан, и сейчас большинство креативных пространств приобретают все большую популярность именно благодаря освоению постиндустриальных пространств.

Что их делает особенными?

Возможность придания городу новых ярких красок, формирование и изменение городской среды и имиджа города, привлечение, объединение новых творческих коллективов самых разных направлений, создание новых рабочих мест, развитие постиндустриальных зданий (вторая жизнь промышленных зданий).

Чем они отличаются от мастерских и антикафе?

Анти-кафе - это место, где можно поработать короткое время, назначить встречу, провести небольшое (до 50 человек) мероприятие. Антикафе – формат общения, в рамках которого взимается плата за время нахождения в кафе/пространстве. Еда – не приоритет, приоритет – плата за время. Задача – комфортно провести время, в том числе в компании друзей: семейные и дружеские праздники, дни рождения и т.п.

Мастерские - это пространства, где также на короткое время предоставляется в аренду оборудование. Зачастую мастерские сдают в аренду свое оборудование в основном просто для того, чтобы окупить аренду помещения.

Креативные пространства построены по другому принципу. Главная задача – собрать под своей крышей небольшие (камерные) творческие и художественные объекты, производящие и демонстрирующие различные товары и услуги. Креативные пространства имеют в основном многопрофильных постоянных арендаторов – творческие и архитектурные компании, фотолаборатории, дизайнерские мастерские. И второе отличие - это проводимые мероприятия, в рамках которых реализуется общение и оказываются соответствующие услуги. 

Какая аудитория посещает креативные пространства?

Подобные пространства, в первую очередь, становятся центрами притяжения людей творчества и искусства. Почему? Как правило, в подобных пространствах организуются различные художественные выставки, работают арт-мастерские, связанные как с народным творчеством, так и различными видами современного творчества и искусства, выставочные залы, шоу-румы. Площадки креативных пространств – это часто средство для развития малого бизнеса.

Они также используются в качестве культурного центра для проведения различных выставок, тематических вечеров и встреч, литературных чтений, презентаций кино- и книжных новинок, музыкальных вечеров, различных тренингов и духовных практик по самосовершенствованию. Под одной крышей могут быть собраны различные объекты, дающие возможность реализовать свои увлечения/хобби, принять участие в мастер-классах, прослушать интересные лекции, пообщаться в неформальной обстановке с известными людьми, специалистами и экспертами различных культурных направлений.

Следует также отметить современные тренды в проведении деловых мероприятий, связанных с молодежной аудиторией. При организации конференций и выставок молодое поколение привлекают зачастую не традиционные строгие площадки офисного типа, а места, где можно организовать свободную атмосферу, в том числе «не строго деловую», где царит непринужденная творческая атмосфера, легче завязываются знакомства и устанавливаются контакты. Обусловлено это и новыми форматами мероприятий, такими как анти-конференция, живые дискуссии, активно используемыми новым поколением Y.

Эксперт: Креативные площадки Петербурга формируют имидж города, а также привлекают инвестиции в него

Для чего вообще нужны креативные площадки? Помогают ли они обогащать бюджет города? Если да, то как? Если нет, то какая их главная функция?

Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года развитию креативных индустрий придает важное значение, отмечая культурные ресурсы и творчество как одну из основ современной, постиндустриальной экономики. В стратегии отмечается, что развитие креативных индустрий должно обеспечить существенные конкурентные преимущества экономике Санкт-Петербурга (имея в виду в качестве основных составляющих сектора креативных индустрий: музыку, изобразительное искусство, кино, моду, галерейный бизнес, издательское дело, рекламу, дизайн, архитектуру, культурный туризм, интернет и компьютерные технологии).

Санкт-Петербург обладает большим, но пока явно в недостаточной степени реализованным потенциалом развития креативных индустрий. Между тем, креативные индустрии и места их сосредоточения (креативные пространства) могут быть важным элементом городской экономики и фактором социального благополучия в городе.

Сегодня в городе более 50 креативных пространств, основанных на приоритете малых и средних предприятий, производящих творческие продукты и услуги. Оборот креативной индустрии (по состоянию на 2014 год) составлял 83 млрд руб.

Среди наиболее известные среди них: Лофт Проект Этажи, Ткачи, Тайга, Новая Голландия, Пушкинская 10, Казанская 7, Творческий кластер Артмуза, Ленинград Центр, Циферблат, Скороход, Голицын Лофт, Общественное пространство Бенуа, Люмьер Холл, Третий кластер, Лофт Музей Erarta, Playloft Gaga и другие.

Креативные (творческие) пространства помогают городу (дестинации) решать несколько важных задач, в том числе:

  • ​ привносить в имидж города составляющую, связанную с развитием современного искусства;
  • ​ развивать творческие инициативы и арт-кварталы, создаваемые на основе творческих пространств, как части туристского городского кластера;
  • ​ развивать город как туристскую дестинацию, привлекать новые группы туристов;
  • ​ создавать новые туристские продукты, связанные с творческими инициативами;
  • ​ приобретать новые необычные площадки для проведения мероприятий, хорошо интегрированные в городскую инфраструктуру (в том числе используя для создания креативных пространств заброшенные и неиспользуемые производственные площади, бывшие промышленные постройки, приводя их в надлежащее состояние и придавая им современные формы для комфортного творческого общения);
  • ​ привлекать и создавать новые деловые, развлекательные, культурные городские мероприятия с целью увеличения туристического потока.

И в этом смысле креативные (творческие) пространства, так как и специализированные площадки для проведения любых деловых мероприятий, безусловно, помогают обогащать городской бюджет, наполняя его налогами от площадок, мероприятий, производимых товаров и услуг.

Креативные пространства могут принести в перспективе большую пользу, оживляя мертвые «депрессивные» район, что помогает создать очаги активности для туристов и местных жителей и благоприятно влиять на городскую экономику.

Для решения вышеперечисленных задач в ноябре в Санкт-Петербурге состоится деловая конференция «Влияние креативной составляющей на развитие дестинации. Креативные пространства в городской среде и их влияние на формирование имиджа города», призванная объединить заинтересованных сторон: органы государственной власти, креативные пространства, организаторов мероприятий и событий, частный бизнес и инвесторов.

Эксперт: Креативные площадки Петербурга формируют имидж города, а также привлекают инвестиции в него

Справка:

В программе конференции панельные и открытые дискуссии по темам, связанным с организацией и развитием креативных пространств в городе, а также мастер-классы от ведущих экспертов творческой индустрии:

  • Зачем креативные пространства городу?
  • Что делает город для развития креативных пространств?
  • Как креативные пространства могут содействовать городскому развитию и какую роль играют креативные пространства в развитии территорий?
  • Креативное пространство как часть туристической дестинации: новые ресурсы – новые продукты.
  • Креативное пространство: возможности для инвестиций. Непростой путь инвестора. Креативные пространства – новый тренд в организации мероприятий.
  • Как раскрутить креативное пространство? Создать креативное пространство и не обанкротиться?

Беседовала Вероника Галачиева.

Новости партнеров: