Руководители ведущих театров – об ошибках в продвижении русской культуры за рубежом

04.10.2016 16:41 116
Отечественная политика продвижения национальной культуры за рубежом пока далека от идеала, считают генеральный директор Большого театра Владимир Урин, директор Театра им. Евгения Вахтангова Кирилл Крок и директор Александринского театра Григорий Попов.

Санкт-Петербург, 4 октября. Отечественная политика продвижения национальной культуры за рубежом пока далека от идеала. Такое мнение совместно высказали руководители ведущих театров страны: генеральный директор Большого театра Владимир Урин, директор Театра им. Евгения Вахтангова Кирилл Крок и директор Александринского театра Григорий Попов. Нелишними были бы более продуманная схема гастролей национальных театров, а также создание организации, специально нацеленной на продвижение российской культуры, наподобие тех, что успешно действуют не территории ряда европейских стран.

Руководители театров не отрицают наличие государственной поддержки. Однако, по их мнению, помощь должна быть более избирательной. «Мне кажется, что сейчас важно понимать, что поддерживать нужно то искусство, те спектакли и проекты, которые имеют профессиональный интерес за рубежом и огромный зрительский успех», - говорит директор Театра им. Евгения Вахтангова Кирилл Крок.

Руководители ведущих театров – об ошибках в продвижении русской культуры за рубежом«В конце сезона мы были на Международном фестивале искусств в городе Сполетто и показывали нашего «Евгения Онегина». Три вечера подряд итальянская публика приезжала из Рима на электричке. В Сполетто были заняты все гостиницы. Люди приезжали, чтобы увидеть русского Онегина в исполнении русских актеров, - поясняет свою мысль Кирилл Крок. -  Когда мы говорим о государственной поддержке, давайте поддерживать то, что имеет зрительский интерес, профессиональный интерес и то, что сегодня на слуху. Нельзя, с моей точки зрения, тратить государственные средства на то, чтобы на площади какой-то европейской столицы был некий шатер, где кто-то играет, кто-то поет, рядом люди гуляют... Я считаю, что это неправильная культурная политика.

Я не против разных видов культурного сотрудничества. Но нужно взять в руки некий критерий. Нельзя тратить государственные средства на аренду сценической площадки на площади в городе Берлине и вести туда оркестр или хор в сто человек, как это было. Мы с театром в этот же период тоже были в Германии. Но были на коммерческих гастролях. Никакой бюджетной поддержки мы не получали. Как было обидно, когда мы сыграли в Берлине только два спектакля, а могли бы, имея поддержку, сыграть пять «Евгениев Онегиных»! И поверьте, был бы аншлаг».

«Мне кажется, что очень важной задачей – если мы говорим о продвижении российского искусства за рубежом – выставить очень четкие приоритеты», - резюмирует Крок.

Генеральный директор Большого театра Владимир Урин обратил внимание на еще один немаловажный факт – отсутствие в стране организации, которая целенаправленно занималась бы продвижением национальной культуры за рубежом.

«Во Франции есть специальная организация, которая занимается продвижением французской культуры в мире, в Великобритании есть такая организация – Британский совет, в Германии – Институт Гёте. Но нет такой организации, которая занимается очень важным делом – государственной политикой продвижения русской культуры в мире. Это неправильно. Ведь ничто так не дает понять, что из себя представляет народ, как культура. Когда Большой театр, Мариинский, Александринка, Вахтанговский, театр Додина приезжают за рубеж, люди там видят, что мы на самом деле из себя представляем. Сейчас такой государственной политики нет, и в основном международные связи – это связи самих коллективов», - говорит Владимир Урин.

Руководители ведущих театров – об ошибках в продвижении русской культуры за рубежомКоллег поддержал и директор Александринского театра Григорий Попов, отметив особо, что недальновидно ждать от деятельности театров мгновенной отдачи, а не получая ее, переключатся на более «оборотистые» проекты. «То, чем занимаются театры – это долгосрочные вложения, они не дают эффект «сейчас и сразу», но эффект есть, как внутри страны (если это внутренние гастроли), так и за рубежом. Мы представляем страну. Это очень важная миссия».

Мировому театральному сообществу надежды и чаяния представителей ведущих российских театров понятны. Директор Пикколо Театро ди Милано (Милан) Серджио Эскобар разделяет взгляды коллег из Москвы и Санкт-Петербурга.

«Продвижение национальной культуры за границей – это действительно колоссальный вклад, который может дать театр. Речь идет также о вкладе в имидж государства. Мы со своей стороны тоже пытаемся сделать все возможное, чтобы итальянская культура приходила в другие страны. За последние годы мы были в 200 городах мира на длительных гастролях. Итальянское правительство не вносило материальный вклад в гастроли нашего театра»,- прокомментировал Серджио Эскобар.

Впрочем, будучи энтузиастами своего дела, директора ведущих театров, и в России и в Италии, выразили готовность продолжать работать на благо своих стран, расширять культурные связи и продвигать национальную культуру даже с учетом не всегда идеальных условий.

Юлия Медведева

Новости партнеров: