Эксперт: Соцсети превратили информационное пространство в помойку

15:53 13.10.2016 398
НЕВСКИЕ НОВОСТИ собрали мнения экспертов относительно влияния социальных сетей на поведение и сознание человека.

Эксперт: Соцсети превратили информационное пространство в помойкуСанкт-Петербург, 13 октября. Виртуальная жизнь плотно переплелась с действительностью, а активность людей в соцсетях стала значительно выше, чем в обычной жизни. Взрослые часами "зависают" за мониторами, дети сходят с ума в погоне за "лайками", работодатели беззастенчиво подсматривают за подчиненными, а злоумышленники направляют людские массы на преступления. НЕВСКИЕ НОВОСТИ собрали мнения экспертов относительно влияния социальных сетей на поведение и сознание человека.

Социальные сети превратили информационное пространство в помойку, а в лидеры общественного мнения стали с легкостью выходить люди с посредственным уровнем развития и культуры. Такое мнение выразил психолог, ректор Восточно-Европейского Института психоанализа Михаил Решетников. "Появление социальных сетей и доступность распространения информации привело к существенному снижению ее качества, появлению ложной, непроверенной, скабрезной, извращенной информации. Помимо прочего распространение соцсетей привело к тому, что очень многие люди с невысоким уровнем способностей, культуры, развития начали претендовать на общественное признание. Таким образом, общественные системы превратились, с одной стороны, в доступные каналы информации, а с другой стороны – в своеобразную информационную помойку", - поделился своим мнением Михаил Решетников.

Также соцсети стали инструментом распространения человеконенавистнических идей, пропаганды, идеологической обработки, подрыва государственности. "Мы, к сожалению, пока плохо понимаем, что понятие информационная война – это не просто пропаганда, которая велась раньше. Пропаганда направлена на дезавуцию противника, подрыв его моральных устоев. Информационная война ведется на поражение своего противника, на подрыв его государства, его строя. И социальные сети используются в этих целях тоже", – говорит эксперт.

Работодателю интересно, что вы постите в Инстаграм и Вконтакте

Если говорить о более тривиальных проявлениях современной действительности в виде внедрения социальных сетей в нашу жизнь, то стоит упомянуть о трудовых отношениях. Статистика свидетельствует – наши профили в соцсетях интересуют работодателей не меньше, чем резюме и собеседования. Редкие исключения лишь подтверждают правило. Об этом говорит руководитель пресс-службы компании интернет-рекрутмента HeadHunter Северо-Запад Ирина Жильникова.

Оказывается, 76% работодателей рассматривают профили кандидатов в социальных сетях. Больше всего интересуются Вконтакте, Фейсбуком и Linkedln. 98% из тех работодателей, кто заинтересовался активностью кандидатов в интернете, ищут информацию о том, что из себя представляет человек. "Прежде всего, хотят узнать о каких-то личных качествах, смотрят на интересы, фотографии. 44% рекрутеров ищут недостающую в резюме информацию, например, о карьере. 25% рекрутеров дотошно проверяют всю информацию из резюме на соответствие в паблике или социальной странице", – рассказала Ирина Жильникова.

Что может оттолкнуть рекрутера при выборе сотрудника? Это наличие неподобающих фотографий, несовпадение информации в резюме и профиле, наличие вызывающих высказываний, например, на политические или религиозные темы. Также путь к провалу – резкая критика предыдущего работодателя. "Соцсети становятся своеобразным фильтром для работодателя", – резюмирует Ирина Жильникова. Михаил Решетников, как работодатель, также заявляет, что обязательно изучает в соцсети профиль будущего сотрудника.

Эксперт: Соцсети превратили информационное пространство в помойку

А что собой представляет идеальный профиль в соцсети?

Универсального рецепта нет, но общие признаки обозначить можно. В постах не должно быть "разжигания" и ненормативной лексики. Стоит обратить внимание на список групп, в которых вы состоите. Фото должны быть в рамках разумного - фото эротического характера очков в вашу пользу не прибавят. "Допустимо все, но в разумных пределах", – говорит Ирина Жильникова. Впрочем, руководствоваться стоит не только здравым смыслом, но и чутьем. Как рассказала эксперт, интересные результаты показал социальный эксперимент, проведенный независимой группой исследователей: "На НН зарегистрировали пять разных пользователей. В том числе, красивую девушку в нижнем белье, даму в деловом костюме, соискателя в возрасте и так далее. Кто больше всех получил приглашений на собеседование? Девушка в нижнем белье! Вакансия – заведующий отдела продаж с перспективой карьерного роста".

Очевидно, что вынесение решения о приеме на работу или отказе на основании картинок в соцсетях кандидата, противозаконно. Но работодатель найдет, как официально мотивировать отказ. При этом факт остается фактом – личные страницы очень важны для работодателя. За редким исключением.

Начальник отдела развития информационных систем и технологий  Центра занятости населения Санкт-Петербурга Кирилл Шендера заявляет – у них на работу берут только на основании соответствия требований профессиональным качествам кандидата, соцсети роли в выборе кандидата не играют. Мало того, он отмечает, что у определенной прослойки населения уже есть отторжение избыточной непроверенной информации в сети.

"Портрет человека, который обращается за содействие в службу занятости населения таков: это гражданин в 30 – 49 лет, 45% – это соискатели с высшим образованием. Чаще всего это уволившиеся по собственному желанию специалисты высшей и средней квалификации. Эта та категория граждан, которая традиционно присутствует в соцсетях, имеет свои профили, но при этом не ищет работу через интернет, – комментирует Кирилл Шендера. – Почему так происходит? По нашему мнению, происходит некое насыщение той открытостью, вседозволенностью, не достоверностью информации и обилием рекламы, которые присутствует в социальных сетях, как общего назначения, так и профессиональных сетях". 

Решение о приеме соискателя на работу должно производиться исключительно на основании его профессиональных качеств. Это неотъемлемой право гражданина. Никакие его личные убеждения, никакие его личные пристрастия, попавшие в социальные сети и превратились из приватной информации в публичную, не могут влиять на принятие решения о его профессиональных качествах и приеме на работу, напоминает нормы закона Кирилл Шендера. Увы, но далеко не все работодатели готовы быть столь же непредвзятыми.

Запретная зона или посты "под замком"

Есть, впрочем, зоны в пространстве социальных сетей, куда работодателю – и кому бы то ни было еще, за редким исключением, – вход заказан. Это скрытые посты, фото и видеоматериалы, опубликованные для личного пользования или ограниченного пользователем круга лиц. Попытка проникнуть к этой информации – карается законом. Так что условную безопасность контента от любопытства того же начальника, обеспечивают ограничения в настройках. 

Однако, надо помнить, что экстремистские посты и прочие опасные темы, попадают под законодательно прописанный запрет даже, если они адресованы паре ваших друзей и скрыты настройками приватности. Кому выискивать эту информацию, найдется. И речь отнюдь не о работодателе.

Эксперт: Соцсети превратили информационное пространство в помойку 

Соцсети – во зло или во благо?

Возвращаясь к воздействию соцсетей на сознание человека, надо упомянуть распространенные проблемы. Из изучали и систематизировали, в том числе, ученые из Англии. Одной из самых серьезных стало распространение порнографии. Как поясняет психолог Михаил Решетников, в том, что взрослый человек эпизодически сталкивается с порнографическим контентом, большой проблемы нет. Но катастрофический масштаб она приобретает, когда этот контент напрямую становится доступен детям. К слову, в самой популярной в России соцсети порнографическим контент присутствует в огромном количестве и легко доступен. "От 15 до 20% контента интернета – это порносайты. Это разлагающая информация. Для взрослого, если он посмотрел один-два раза, ничего страшного. Но для ребенка это психическая травма. Также, имеет место распространение порнозависимости. Люди проводят на порносайтах по 8 – 12 часов в сутки. Особое зло – детская порнография", - рассказал Решетников.

Проблемой, которую отмечает целый ряд экспертов, становятся психические расстройства у людей. Дети готовы совершать экстремальные поступки в погоне за "лайками". (Например, в Пензе ради потенциально успешного ролика в Ютубе подростки подожгли себя и прыгнули в реку). Переиграв в онлайн-игры некоторые из подростков укрепляются во мнении, что у них есть несколько жизней и жертвуют первой...

По словам психологов, профили в соцсетях позволяют вполне корректно угадывать диагнозы психических расстройств их хозяев. "Если вы смотрите чью-то страничку, и у автора порядка 1200 фотографий, значит человек, возможно, страдает нарциссическим расстройством. Если человек пишет – прошу мне не писать таким-то, это проявление агрессии", – делится наблюдениями психолог Решетников.

Справедливости ради надо отметить и сплачивающий аспект соцсетей. Совместными усилиями посредством социальных сетей люди имеют возможность создавать массовые петиции, объединяться в группы и добиваться решения насущных вопросов.

Текст: Юлия Медведева

Новости партнеров: