Один день из жизни худрука театра "Комедианты"

30.11.2016 13:43 204
Кто такой худрук театра? Кто ставит спектакли и выбирает актеров? На эти и другие вопросы отвечаем в эксклюзивном материале НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.

Санкт-Петербург, 30 ноября.

«Утром играю в детском спектакле, вечером участвую в драматических постановках… а иногда на складе подрабатываю»

(выпускник актерского)


Каким мы видим театр? Для обывателя мир спектакля обычно ограничен: сцена и декорации, слезы и смех, актеры и буфет в антракте. Но мало кто знает, что и кто стоит за трехчасовым представлением, живыми эмоциями и благодарными аплодисментами публики.

Один день в бурлящем, живом организме театра «Комедианты» в компании его создателя и бессменного художественного руководителя Михаила Александровича Левшина провел корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.


Один день из жизни худрука театра "Комедианты"

Просторный и немного прохладный кабинет, вдоль и поперек увешанный дипломами, обставленный раритетными вещицами, реквизитом и мебелью советских времен. Кажется, здесь ничего не менялось уже пару десятков лет. За массивным столом в кожаном кресле сидит самый главный человек театра, его сердце и душа, его художественный руководитель Михаил Александрович Левшин.

Ради встречи с журналистами пришлось даже пиджак надеть, - шутит Михаил Алкександрович, благодаря чему напряженность и волнение моментально исчезают.

Один день из жизни худрука театра "Комедианты"

Левшин более 25 лет назад создал камерный театр, а ныне Ленинградское областное государственное бюджетное учреждение культуры Драматический театр. Он лично выпустил более двадцати спектаклей. За историю своего существования театр побывал с отдельными спектаклями и гастрольными поездками практически во всех крупных населённых пунктах Ленинградской области и дал представления во множествах городов за рубежом.


Сегодня руководитель «Комедиантов» назначил прослушивание молодому актеру, мечтающему начать свою карьеру с легендарного театра на Лиговском. Михаил Александрович, однако, предстоящую встречу не называет собеседованием или приемом на работу: «Интересный молодой человек придет сегодня знакомиться».

Этого самого «интересного молодого человека» рекомендовала директору театра завлит с запоминающимся именем Борислава Суродина. 


– В нашем камерном театре жизнь во многом даже интереснее, чем в больших театрах. Здесь в силу ограниченного финансирования руководители выполняют сразу несколько функций. Директор у нас является художественным руководителем и в то же время главным режиссером. Все это несколько «роднит» актеров и сближает их с руководством. Так, Михаил Александрович зачастую лично отсматривает актеров, выбирает их, утверждает на роли, принимает участие в репетициях и успевает улаживать бытовые проблемы нашего общего дома. Вот и сегодня он прослушает нового человека. Нам часто присылают резюме, но этот парень выделился на общем фоне. «Не нужен ли вашему театру актер с внешностью гопника с окраин?», - написал он в официальном письме. А внешность у него и правда очень колоритная. Но решение все равно останется за нашим директором,

- рассказывает Борислава.


«Колоритный молодой человек» уже должен подойти. Мы сидим в кабинете директора и терпеливо ожидаем начала знакомства. Раздается телефонный звонок.

 – Наверное, пришел актер, - надеется МихалСаныч (как его называют театральные дети).

Один день из жизни худрука театра "Комедианты"

Тишину вдруг прерывают. В кабинет к Михаилу Александровичу сумбурно влетает седовласый мужчина с молотком: «Бомжи все еще сидят на этом крыльце, всё бутылками заставлено. Нужно его срочно демонтировать, сколько это стоить будет?».

Худрук размеренно объясняет последовательность действий и обещает разобраться с хозяйственными неурядицами в кротчайшие сроки. 

 – Как вы уже поняли, пунктуальность – это не про театр и творческих людей. Актер позвонил и сказал, что задерживается, - без малейшего намека на недовольство констатирует директор.

Следом за предыдущим гостем в главный кабинет  заходит замдиректора, его помощник и правая рука: «Необходимо утвердить программу гастролей в Таллине. Или же мы едем в Китай?»

Как минимум, один раз в год на средства комитета по культуре Ленобласти театр «Комедианты» выезжает на гастроли за границу. Финансирование очень ограничено, поэтому руководство театра всегда стоит перед сложным выбором: какое представление дать, каких актеров отправить на гастроли, как рассчитать бюджет и самое главное, как понравиться и запомниться аудитории чужой страны. Не считая актеров, на гастроли должны выехать, как минимум, семь человек, среди которых режиссер, художественный руководитель, костюмер, гример, специалисты по свету и декорациям.

Один день из жизни худрука театра "Комедианты"

– Средства на гастроли и прочие расходы выделяются очень небольшие. Поэтому приходится рассчитывать бюджет максимально грамотно: все средства уходят только в наше главное дело – производство спектакля. Раньше могли случаться противоречия по распределению бюджетных средств между художественным руководителем и директором. Сейчас их нет, потому что две эти функции выполняю я. Правительство, конечно, вполне обоснованно вводит различные антикоррупционные меры, но бывает, доходит и до абсурда. Вот, полагаются нам целевые средства на ремонт помещений. Согласно закону, план работ мы выставляем на аукцион, и я обязан выбрать именно того подрядчика, который предложит свои услуги за минимальные вложения. Но становится понятно, что услуги эти едва ли будут выполнены надлежащим образом за маленькую сумму,

- рассказывает художественный руководитель «Комедиантов».


Время с «отцом» театра на Лиговском пролетело незаметно, а между тем, с  момента звонка актера-новичка вместо обещанных нескольких минут прошло полчаса за шутками и историями.

Звонок. Михаил Александрович обещал «напомнить» молодому человеку о правилах хорошего тона и пунктуальности, но вместо этого с доброжелательной улыбкой объявляет: «Пришел, пойдемте знакомиться».

Один день из жизни худрука театра "Комедианты"

- У меня нет сменной обуви, я просто сниму ботинки, - заявил Нурислам. Сережки, тоннели в ушах, носу - "Все снимается", - заверяет парень.

Михаил Александрович внимательно рассматривает его и интересуется, чем выпускник актерского занимается в свободное время, как зарабатывает на жизнь, где и с кем живет.

Нурислам в этом году закончил актерский факультет, защитил диплом и всецело посвятил себя поиску работы. На актерское жалованье, работая в одном театре, в Петербурге не проживешь, поэтому все актеры так или иначе ищут дополнительную подработку - снимаются в посредственных сериалах, нанимаются актерами на детские праздники, сотрудничают с малоизвестными городскими театрами. Но в «Комедианты» все они стремятся за бесценным опытом, который можно перенять от мэтров драматургии только здесь, и, конечно, новыми знаниями.

- Утром играю в детском театре «Анжер», преподаю студентам-первокурсникам, пробуюсь в новых ролях, ну… и, на складе подрабатываю, - неуверенно рассказывает Нурислам.

Михаил Александрович предлагает юноше прочитать отрывок из любого произведения на выбор.


Черный человек

Водит пальцем по мерзкой книге

И, гнусавя надо мной,

Как над усопшим монах,

Читает мне жизнь

Какого-то прохвоста и забулдыги,

Нагоняя на душу тоску и страх.

Черный человек

Черный, черный,

- помпезно и с легким волнением читает Исмаил Есенина.


Худрук останавливает актера. Руки Исмаила невольно нервно теребят уголок рубашки.

- Я понял Вас. Но попробуйте прочесть иначе, так, чтобы мы поверили. Читайте не так помпезно, немного более «человечно» что ли.

Второй раз у Исмаила вышло гораздо лучше.

Теперь Вы меня заинтересовали, - выносит вердикт худрук. Прочитайте «Зайца во хмелю» Михалкова. Сам я пришел в искусство почти случайно: в детском саду получил коробку незабываемого зефира за свое чтение басни Крылова.

 - Запамятовал начало, - смущается Нурислам.

Михаил Александрович начинает читать сам, за ним темп подхватывает и актер.

«Лев пьяных не терпел, сам в рот не брал хмельного, но обожал... подхалимаж», - заканчивает Нурислам под аплодисменты его первых слушателей в театре «Комедианты».

"Гопник", коим новичок сам себя назвал в резюме, Левшину понравился.

Один день из жизни худрука театра "Комедианты"


Монтеры доделывают декорации, меняют пол, расставляют на сцене колонны и цветы. За два часа до вечернего спектакля труппа «Комедиантов» собирается или, вернее сказать, «начинает подтягиваться» на генеральную репетицию спектакля «Дурочка». Сегодня в спектакле дебютирует молодая актриса, которой сразу доверили одну из ведущих ролей. Она и появляется на репетиции самой первой. Девушка, не замечая непрошеных зрителей, в одиночку начинает танцевать парный танец.

Сумбурно в зал вбегают и другие актеры. Оглушающую тишину безлюдного зала нарушает смех актрис и указания наставника.

- Мне нужно отойти, репетируйте сейчас сами, - объявляет Михаил Алесандрович.

- Кошка с дому – мыши в пляс, - шутит один из актеров.

Репетиция продлится два часа. Ровно столько же остается до дебюта новенькой молодой актрисы. Казалось бы, к этому времени, ход спектакля должен быть отлажен до мелочей: синхронные реплики и движения, танцы, диалоги. Актеры, однако, продолжают импровизировать: «Здесь лучше сделать так, там сообразим по ходу спектакля, в конце я тебе подыграю».

- Наверное, вы удивлены, что за два часа до спектакля мы здесь вносим поправки в сценарий, - смеется один из актеров, обращаясь к журналистам, - в коллективах актеров всегда так, но своих в беде мы не бросаем. Вот увидите, публика останется в восторге.

- Театр – живой организм. Здесь всегда все меняется, жизнь кипит, бурлит, а мы растем вместе с нашими актерами. Каждый спектакль в «Комедиантах» - это всегда что-то особенное и новое, ни одного одинакового представления у нас не бывает, - подытожила Борислава.



Театр – место, где чувства берут верх над разумом и, зачастую, здравым смыслом. Закулисье – огромный и добрый мир, где знают цену искусству, жизнь не пересказывается, а бурлит и создается здесь и сейчас.

Вероника Галачиева


Материалы по теме:

Весь мир - театр: один день из жизни «Комедиантов»

Новости партнеров: