Киноцентр «Родина»: Это большая работа, которая требует терпения и преданности к кино

26.12.2016 14:35 150
НЕВСКИЕ НОВОСТИ пообщались с командой киноцентра «Родина» об итогах Года российского кино.

Санкт-Петербург, 26 декабря.

Год российского кино подходит к концу. А это означает, что настала пора подводить итоги. Корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ пообщалась с командой киноцентра «Родина» о советских кинопоказах в уходящем году, о фильмах, которые не делают кассу, о главных задачах авторов кино и о грядущих планах. 



В киноцентре «Родина» с 13 марта показывают советские киноленты, которые вошли в золотой фонд отечественного кино.  В начале сезона Вы говорили: «Мы считаем, что неплохо вспомнить о существовании настоящего кино, а не только развлекательного. Это инициатива киноцентра. Мы стараемся расширять горизонты для наших зрителей». Как Вы считаете, цель достигнута? 

То, что мы свою задачу выполняем, в этом у нас нет сомнений. Киноцентр предоставил зрителям возможность ещё раз окунуться в историю вместе с нами, прийти и посмотреть лучшие фильмы, снятые на «Ленфильме», «Мосфильме». Были запланированы показы десяти картин с каждой из киностудий, которые в своё время были награждены призами на международных фестивалях, получили хорошую прокатную историю в Советском Союзе и были тепло приняты зрителями. 

На эти сеансы пришли полторы тысячи людей. Показы проходили по два раза в месяц в малом зале с 48 посадочными местами. 

Расскажите, как появилась идея показать советские фильмы на большом экране? 

Команда киноцентра всегда старается использовать любую возможность, чтобы показать отечественное кино: как современное, так и архивное. Так, успешно прошла ретроспектива из программы «Белых столбов» (прим.ред.: единственный в России фестиваль архивного кино «Белые столбы»), были мероприятия с Госфильмофондом, а также состоялись замечательные ретроспективные показы при поддержке журнала «Сеанс». Мы уважаем отечественное кино, но чтобы показать тот или иной фильм, нужно заручиться поддержкой прокатной или дистрибьюторской компании. 

За год в киноцентре на большом экране было продемонстрировано 40 современных отечественных фильмов, выпущенных в 2015-2016 годах. Это приблизительно четыре фильма в месяц. Это прекрасный результат по сравнению с прошлыми годами. Ещё три года назад мы не могли бы такой цифры назвать. 

Возникали ли сложности при получении советских кинолент? 

Нет, сложности не возникали. Мы напрямую договорились с киностудиями о показе. Нам предоставили цифровые копии. Основная проблема заключалась только в отборе лент, так как архив достаточно большой. Не было копий двух-трёх фильмов, которые мы хотели показать. Поэтому мы заменили их другими кинокартинами. Можно сказать, что 98% того, что было запланировано, мы показали. Никто никаких ограничений не делал, а наоборот – способствовали все. 

Какие из советских кинокартин Вы с особым трепетом показывали? 

На этот вопрос сложно ответить. Они все своеобразны: везде свой киноязык, киновзгляд, совершенно индивидуальная работа оператора, режиссёра… Как мы можем сравнивать «Чапаева» и «Июльский дождь»? 

Киноцентр «Родина»: Это большая работа, которая требует терпения и преданности к кино.

Продолжит ли киноцентр «Родина» показывать в следующем году советскую киноклассику? 

Да, мы будем продолжать и даже попытаемся несколько расширить программу. 

Билеты на все кинопоказы стоили 100 рублей. Что от такой цены получил киноцентр? 

Этот проект для киноцентра совершенно не коммерческий, а просветительский. Есть другие коммерчески успешные фильмы, которые привлекут большое количество зрителей и дадут нам возможность собрать кассу. Поэтому в данной ситуации киноцентр может свободно выбрать время и зал, чтобы показывать эти фильмы и проводить обсуждения. 

Что касается малых залов, однажды мне удалось побывать на кинопоказе документального фильма «ГЭСЛО». В зрительном зале было всего человек пять. 

Одна из задач нашего кинопроката – помочь таким фильмам попасть на экран для того, чтобы их могла посмотреть та аудитория, которой это было бы интересно. Алексей Недвига увидел этот фильм режиссёра Владимира Непевного на презентации в Русском Географическом Обществе. Потом подошёл к создателям и предложил: «Давайте покажем этот фильм!». Работа уникальна: она касается многих аспектов: это история страны, история арктических исследований, это замечательные люди, которые забыты незаслуженно! Группа нашла редкие фотографии, которые были сделаны во время этой экспедиции, причем замечательного качества. И на материале этих фотографий сделан сам фильм. 

Киноцентр «Родина»: Это большая работа, которая требует терпения и преданности к кино.

Да, фильм «ГЭСЛО» не делает нам кассы, но такие фильмы нужны для того, чтобы в человеке пробудить интерес к истории страны, к исследованиям и науке. 

В каждом регионе страны разработан отдельный, собственный план мероприятий, приуроченных к Году российского кино. Бывали ли на праздничных мероприятиях в других городах? Какие отличия наблюдали? 

Не бывали, но предполагаю, что программы, наверное, были схожи. 

Может ли один год российского кино изменить ситуацию в отечественном кинематографе: выявить новые имена, воспитать эстетические вкусы у зрителя, увеличить число снятых фильмов, построенных площадок? 

Конечно, это не все так сразу возникает, но такие мероприятия могут этому способствовать. Появляется связь: есть интерес к кино – есть интерес к кинопроизводству и наоборот. 

Вот режиссёр снял фильм, но его нигде не показывают, так как кинопрокатные компании просто не проявили к нему интерес. А автор работы считает, что он гений. Но чтобы он понял цену своему произведению, нужно чтобы кто-то хотя бы раз показал его на большом экране. Пусть автор увидит реакцию зрителя и прессы, чтобы наметить дальнейший план действий. Такая возможность должна быть. 

А как её получить? 

Надо пытаться свой фильм не просто снять и отдать в архив на хранение, а донести его до зрителя – это задача автора! Он должен искать продюсера и оговорить с ним заранее все условия, чтобы можно было найти деньги (свои или из Фонда кино) и обеспечить фильму достойный прокат. И не только для того, чтобы окупить все затраты, а для того, чтобы автор понимал, куда ему дальше двигаться. Если фильм никто не видит, как о нём можно что-то сказать? 

Так всё-таки, Год российского кино дал толчок отечественному кинематографу? 

Знаете, этот вопрос лучше задать Министерству культуры или Фонду кино. На наш взгляд, результат есть, судя по тому количеству отечественных фильмов, которые у нас идут в прокате. Еженедельный старт новой российской картины о многом говорит. Три года назад  об этом речи не было. Дай бог, чтобы один отечественный фильм раз в месяц выходил и попадал на экран. 

Какие отечественные картины, вышедшие на экраны в 2016 году, Вы можете отметить? 

Из тех фильмов, которые вызвали особый интерес зрителя, можно назвать: «Дуэлянт», «Ученик», «Коллектор», «Ледокол», также «Дама пик» (еще идет в прокате). Эти картины являются примером авторского кино, поэтому их всех нельзя назвать коммерчески успешными. 

Из независимых фильмов можно вспомнить работу нашего петербургского режиссёра Михаила Холода – «Пессимист», который мы взяли на свой риск. Но он, наверное, полгода у нас держался в прокате и собрал неплохую кассу. 

Киноцентр «Родина»: Это большая работа, которая требует терпения и преданности к кино.

Что касается коммерчески успешных фильмов, с ними всё понятно. А как Вы находите авторские, независимые картины? 

Поиск, на самом деле, не сложное дело. Во-первых, существуют фестивали, на которые эти фильмы иногда пробиваются. Но это не значит, что они обязательно попадут в прокат, всё зависит от интереса прокатных компаний. Мы всегда следим за всеми российскими и мировыми фестивалями, чтобы понимать, что интересного происходит на этом рынке. 

Во-вторых, есть инициативные режиссёры, которые пишут и звонят с просьбой организовать показы или даже помочь с прокатом. Так, например, поступили режиссёры и продюсеры картин «Пессимист» и «Охотники». Они даже предоставили копию для предварительного просмотра. Мы все изучили и сказали: «Давайте показывать, давайте заключать договор». Если все документы в порядке – фильм попадает на экран. 

Как часто приходится отказывать творческим людям, которые обращаются к Вам? 

Приходится, конечно. На это есть разные причины. В основном отказы связаны с отсутствием экранного времени и места. Всё-таки три зала (два цифровых, один видеозал) – это не пять, а у нас есть обязательства перед другими прокатными компаниями. 

Если художественная ценность этого фильма не вызывает сомнений, мы планируем такой показ на перспективу. 

Киноцентр «Родина» носит название, которое предполагает показ большого количества отечественных фильмов. Появлялась ли у Вас когда-нибудь идея о создании кинотеатра, в котором будут показывать только отечественное кино? 

Ну, можно сказать, что такие кинотеатры (в основном архивного кино) уже есть. Это неплохая идея, но можно столкнуться с проблемой: если новые фильмы будет выходить с разной периодичностью, придется ограничиться только ретроспективными показами. Это очень интересная работа, но достаточно напряженная и не коммерческая. 

Вероятно, такие проекты должно финансировать государство. 

Если такой проект появится, то без помощи государства тут не обойтись. 

За что Вы готовы искренне похвалить свой киноцентр в 2016 году? 

За терпение. Киноцентр работает со зрителями, а они, как известно, требовательны, обладают определенным вкусом. Поэтому мы стараемся, подбираем репертуар, ведем переписку, общаемся с партнерами. Это большая работа, которая требует терпения и преданности к кино. 

Вы были рады, когда 2016 год объявили Годом российского кино? 

Да, конечно. Это должное внимание к такому массовому искусству, с которым у нас сейчас трудно обстоят дела. Только подражать Голливуду не очень уместно. Нужно искать свою дорогу. У нас богатейший арсенал в архиве, нужно просто научиться с ним работать и найти тех людей, которые будут влюблены в кино. 

Расскажите, какие у киноцентра «Родина» планы на 2017 год? 

Начало года мы отметим специальным показом советского фильма «Золушка» (1947, «Ленфильм»), который мы организуем вместе с «Сеансом». Далее у нас запланированы показы двух фильмов Ричи-Тарантино («Большой куш» и «Криминально чтиво»), а в конце января мы порадуем киноманов ретроспективой Стэнли Кубрика. Из прокатных фильмов будем ждать «Рай» Кончаловского, который должен стартовать с 19 января. 

Киноцентр «Родина»: Это большая работа, которая требует терпения и преданности к кино.

Что пожелаете киноманам? 

Как можно больше интересного кино. Серьёзного, глубокого, не только развлекательного. Чтобы зрители чаще могли с ним встречаться на экранах нашего кинотеатра. Чтобы больше выходило на экраны отечественных фильмов. Думаем, так и будет. С наступающим! 

 

Беседовала: Надежда Дроздова

Материалы по теме: