«Про кино»: Владимир Карандашов о том, к чему приводят случайности

14.01.2017 11:48 123
В зале Центра искусства и музыки библиотеки Маяковского на Невском, 20 состоялась встреча клуба Про кино.

Санкт-Петербург, 14 января.

В зале Центра искусства и музыки библиотеки Маяковского на Невском, 20 многолюдно. Ведущий Юрий Аронович Шуйский – киновед, руководитель и член Центрального совета Федерации Киноклубов России, приветствует всех любителей, порассуждать о кино в уютный зимний, но уже не такой холодный, вечер 12 января.

«Про кино»: Владимир Карандашов о том, к чему приводят случайности

На фото: Юрий Шуйский


К просмотру, как и положено, предлагались киноленты начинающих режиссеров. Первым вызвался Никита Бомкин – лауреат фестивалей поэзии, актер и режиссер игрового и документального кино. Никита снял свою первую короткометражную ленту в 2009 году, сразу после окончания в киношколы "Кадр" при Ленфильме. Как оказалось позже, картину, помимо мастера Сергея Карандашова, педагога Высшей школы режиссеров и сценаристов, на киновечере представил только он.

«Никита - парень огромной и светлой души» - так отзываются о режиссере документального и игрового кино его друзья и коллеги по кино-кухне. Диагноз - детский церебральный паралич, – о котором он услышал, будучи ребенком, сегодня многими воспринимается как приговор. Никита же решил жить так, как живут все остальные люди и заниматься тем, что ему действительно близко –  он стал признанным поэтом и  кинематографистом.

«Про кино»: Владимир Карандашов о том, к чему приводят случайности

На фото: Никита Бомкин


Документальный фильм, длительностью ровно 12 минут, снятый 12 декабря 2012 года около 12:00 по Москве был показан 12 числа – совпадение или режиссерский замысел?

На вопросы о том, почему он решил снять именно в день, когда по календарю Майя должен был прийти конец всему свету, Никита отвечает: «Это сознательное решение: я не верю календарю Майя, вот и решил проверить, сбудется ли их предсказание. 12 – это вообще число магическое. Задумывался фильм изначально как эксперимент. Я был на съемках до последнего кадра и не знал, как все будет выглядеть в итоге».

Вот камера на санках: кадр видится как будто глазами ребенка, радующегося снегу и своему удобному положению – отец или брат сильной рукой везет его за собой. Далее – люди, очереди, гид в экскурсионном автобусе, суета в call-центре и даже заседание в Государственной Думе – жизнь, вроде как, идет своим чередом в привычном умеренном темпе, безо всякого намека на обещанный Майя «конец».
И, как один из ключевых смыслообразующих моментов - сцена, длительностью 12 секунд, где велся обратный отсчет времени, а после цифры «1» жизнь вовсе не остановилась. Словом, символы – в каждом кадре.

Созданная Никитой лента навеяла на Карандашова воспоминания о первых экспериментах в документальном кино: «Когда-то я бегал с любительской камерой, снимая на восьмимиллиметровую пленку и двигая эту самую камеру с помощью кресла на колесах. Помню, снимали тогда развалины, в которых люди жили и не понимали, что дома-то их разрушены».

«Про кино»: Владимир Карандашов о том, к чему приводят случайности

На фото: Сергей Карандашов


Режиссер рассказал о своем знакомстве с Петербургом и довольно судьбоносных совпадениях: «Однажды, я вышел с Московского вокзала и направился прямиком на Невский проспект, прогуляться. Остановившись на переходе в ожидании зеленого сигнала светофора, я вдруг заметил до боли знакомое лицо у человека, сидящего за рулем белой «Волги» - то был Алексей Герман. «Недолго думая, так как счет времени переходил на секунды, я подошел к автомобилю и представился, а Герман тогда даже оставил мне свой домашний номер»  - однако, будущий режиссер приехал в Петроград из Челябинска, чтобы попасть в мастерскую к Александру Сокурову, на тот момент набиравшего группу. «История повторилась, но ровно два года спустя. Стояло жаркое летнее утро. Гуляя по Невскому, близ того самого перехода, я остановился, чтобы купить мороженое. Вдруг – увидел перед собой знакомую фигуру и пригляделся – да это же Герман! Не уж-то совпадение?!».

В конце концов, Сергей попал в мастерскую к Алексею Герману, чему очень благодарен и по сей день. «Работа велась по принципу мастера и подмастерья, в мастерские приходили люди с «горящими» глазами. А история, правда, интересная вышла. И, во многом благодаря случайности, произошедшей тогда, я решил всерьез погрузиться в мир кинематографа» - признается режиссер.

На вечере было показано две картины Сергея Карандашова: «Дар», посвященная памяти Александра Блока и «Поп и приход».

В основу сюжета картины «Дар» положена реальная история экскурсовода Бориса Браславского, в прошлом преподавателя, со временем почти полностью потерявшего зрение. «Меня поразил этот человек, который живет в абсолютно своем, уникальном мире» - делится мастер. Прогулки по городу, по ЕГО городу, то есть пространству, что он создает своим обликом и историей, которую несет в себе, действительно становятся магическими и ни на что не похожими.

Каждый увидел в истории, умещенной в 13 минут, что-то близкое своему миропониманию, но единым в этой разобщенности взглядов было мнение о необыкновенном внешнем сходстве главного героя и самого Блока.

Общий, коллективный поиск смыслов и значений – это целый лабиринт, и в ходе его освоения, в сознании смотрящего моделируются новые миры, и создается целый ряд ассоциаций, ранее не ощущаемых. Эксперимент, подобный такому совместному осмыслению,  может внести заметные коррективы в привычные, казалось бы, городские маршруты и превратить очередной поход в магазин в увлекательное путешествие.

«Про кино»: Владимир Карандашов о том, к чему приводят случайности

Так, если посчастливится оказаться на четвертой линии Васильевского острова, вблизи к окруженному ареалом мифов и легенд Дому духов, в памяти невольно всплывут и образы, созданные Сергеем Карандашовым: постаревший писатель, вернувшийся в нашу эпоху в образе экскурсовода, который почти потерял зрение; звуки капель, летящих с крыши дома и падающих в глухую бездну мистического двора-колодца; уличный шум и гул голосов – уже не от оружейных залпов и пушечной  стрельбы, как это было у Блока; это шепот дня сегодняшнего, который срывается на крик, читаемый в прозрачных глазах героя.

Картины, созданные в естественной «среде обитания» современного человека - мегаполисе, способны обратить внимание занятого, оглушенного бытовыми и будничными вопросами, обывателя на «маленькие» вещи, детали, присмотревшись к которым, невольно становишься глубже и усидчивее, внимательнее и душевнее.

Кроме того, можно заметить: тот самый чеховский «маленький человек», который, скорее всего, живет и в каждом из нас, в современной документалистике заметен и ему дается голос, пусть в реальной «непленочной» жизни его порой и не различить.

Автор: Анастасия Борисенко

Материалы по теме: