Трамп провозгласил политику импортозамещения

24.01.2017 17:05 254
Новая администрация американского Белого дома намерена ввести дополнительную пошлину от 35% до 45% (и даже больше) на импорт большинства товаров из Мексики, Китая и Канады

Президент США Дональд Трамп в своей инаугурационной речи 20 января провозгласил новый экономический курс. В Вашингтоне намерены добиться того, чтобы американцы приобретали товары местного производства, а экспорт американской продукции за рубеж был увеличен. Пока что внешняя торговля США в 2016 году сработала с отрицательным сальдо в 760 миллиардов долларов. В стране нет государственного продовольственного резерва, по многим видам продуктов питания, включая апельсиновый сок и морепродукты, импорт составляет более 50% потребления.

Импортозамещение предполагает резкий подъем ввозных пошлин на поставки товаров из стран-основных торговых партнеров США в настоящее время, что сделает их итоговую цену слишком высокой, чтобы американский потребитель захотел и смог их купить. Ставка, о которой ведут речь в команде Трампа — это 35% от стоимости товаров, которые пересекают американскую границу и поставляются из Мексики и Канады, а также 45% — на товары из Китая.

Для мексиканской экономики такие действия Вашингтона будут шоком: 80% мексиканских товаров, которые поставляются на экспорт, отгружаются в США. При этом сама Мексика потребляет значительное количество товаров из США, однако в Мехико пока не говорили о возможных ответных экономических ограничениях на поставки американских товаров. Один эффект очевиден: мексиканский песо сейчас находится на исторически минимальном уровне к доллару США.

В Пекине относятся к идеям Вашингтона настороженно и надеются на коррекцию курса. Дело в том, что китайские производители, например, ряда наименований целлюлозно-бумажной продукции и стали уже столкнулись с ввозными пошлинами намного большими, чем ставка 45%. Действующие в отношении их товаров сборы представляются американским Министерством торговли как «антидемпинговые», с чем в Пекине коренным образом не согласны и не понимают, почему, если в Китае какой-то товар можно произвести дешевле по себестоимости, Вашингтон его по факту не пускает на внутренний американский рынок, хотя при этом прежний президент США Барак Обама заявлял о приверженности свободе торговли.Стоит заметить, что существующий уровень торгового взаимодействия между США и Китаем дает работу почти 3 миллионам американцам. Если в торговле товарами на стороне США наблюдается отрицательное сальдо, то продажи услуг американской экономики в Китай выросли за последнее десятилетие более чем в три раза.

Но в этом плане у Дональда Трампа и его команды нет проблемы: они отрицают необходимость придерживаться абстрактных принципов торговли и намерены переписать кардинальным образом все подобные соглашения, которые были заключены ранее, включая Транстихоокеанское партнерство, указ о выходе из которого новый президент США подписал 23 января.

Речь идет также о соглашении НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле между США, Мексикой и Канадой), которое Вашингтон уже стал менять, а это беспокоит Канаду — крупного торгового партнера США наряду с Китаем.

При этом сама Канада ежегодно потребляет 15% всего экспорта американских товаров, однако Оттава пока не заявляла о каких-то ответных мерах по защите канадских производителей. Между тем, по крайней мере в автомобильной отрасли Канады, ряд проектов, которые были озвучены в конце 2016 года, могут быть «заморожены» именно по причине того, что под большие импортные пошлины могут попасть собираемые в Канаде и экспортируемые в США автомобили. Из Банка Канады лишь прозвучало заявление, что там не исключают вероятность дальнейшего снижения процентной ставки, которая в настоящее время составляет 0,5%.

Аналогичная проблема волнует и мексиканских производителей автомобилей, чей индустриальный подъем может теперь прекратиться: за 2016 год было сделано 3,5 миллиона машин, что значительно больше, чем 10 лет назад — около 2 миллионов машин. Для экономики Мексики автомобильная отрасль — вторая крупнейшая после сектора переработки продовольственного сырья и производства продуктов питания. На рынке работают 10 международных автомобильных корпораций, которые закупают компоненты для машин у более 1300 местных поставщиков и дают впрямую работу более 700 тысячам человек в Мексике.

Интересы Вашингтона ограничить поставки мексиканских товаров в США через высокие пошлины экономически понятны: большую часть торгового дефицита американской экономики при работе с Мексикой, составляющего 60 миллиардов долларов, приходится именно на импорт продукции автомобильной индустрии. США приобретает три из четырех продаваемых из Мексики во внешний мир автомобилей. Мексика пока что четвертый в мире экспортер автомобилей, идущий вслед за Германией, Японией и Южной Кореей. За последние пять лет 90% новых автомобильных заводов в Северной Америке было построено именно в Мексике.

Между тем, еще за два дня до инаугурации команда Трампа в лице Уилбура Росса, метящего на пост главы министерства торговли США, известила своих будущих коллег в Канаде о грядущих изменениях. Соглашение НАФТА будет переписано таким образом, что Вашингтон укажет для каждой товарного артикула условия беспошлинного ввоза в США. Очевидно, наименований таких будет в разы меньше чем сейчас. Кроме того, подозрение в том, что страна-импортер каким-либо образом поддерживает своих отечественных производителей при их работе на внешних рынках, будет основанием для введения пошлины по ставке в 35% или даже более высокой антидемпинговой ставке. Между тем, сам Вашингтон исторически поддерживает экспорт американских товаров за рубеж, в том числе через Экспортно-импортный банк США.

Владислав Гинько, эксперт РАНХиГС при Президенте РФ

Новости партнеров: