Уилл Стронг: «Каждодневная рутина определяет то, как данная нация выглядит, мыслит и чем она интересуется»

17.02.2017 02:56 244
В «РОСФОТО» открылась выставка финалистов международной премии The Calvert Journal для фотографов из Восточной Европы, стран Балканского полуострова, России и Средней Азии.

Санкт-Петербург, 17 февраля.

Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО совместно с британским некоммерческим фондом Calvert 22 открывают выставку финалистов первой международной премии The Calvert Journal для фотографов из Восточной Европы, стран Балканского полуострова, России и Средней Азии. Премия поддерживает фотографов из стран «Нового Востока» и помогает современной фотографии расширить и обогатить представления о регионах, обобщенных в нем.

Премия New East Photo Prize учреждена фондом Calvert 22 - благотворительной организацией, которая поддерживает современную культуру постсоветских государств и стран бывшего социалистического блока, и онлайн-журналом «The Calvert Journal».

Издатель «The Calvert Journal», основатель креативного хаба «The NewBridge Project» в Ньюкасле, куратор программ фонда Calvert 22 Уилл Стронг поговорил с корреспондентом НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ о том, какая идея заложена в проект, какие темы сегодня все чаще поднимаются среди представителей арт-сообщества и как важно открыть и погрузиться в богатство и разнообразие национальных культур территориально разных  стран, объединенных, тем не менее, общим звеном.

НН: Почему внимание в проекте «The Calvert Journal» сосредоточено именно на представленных регионах – Ближнем Востоке, странах Балканского полуострова, России?

Уилл Стронг: «Я начну с того, чем в целом занимается фонд. «Calvert 22» был основан в 2009 году. Наш директор, Нонна Матеркова,- из Санкт-Петербурга, но живет в Лондоне. Идея проекта возникла у нее, собственно, ввиду ее недовольства тем, как российская культура и, в принципе, - Россия, представлена в Великобритании. Имеется в виду не только медиасреда, но и то, какой имидж, какие стереотипы существуют вокруг. Она чувствовала, что у России есть больший потенциал быть интересной для западной англоязычной аудитории. Отсюда родилась идея открыть галерею российского современного искусства. Но, работая над такими темами, мы достаточно быстро пришли к выводу, что нужно расти географически. Регионы, с которыми мы работали, действительно имеют общее историческое прошлое и интереснее расти и обсуждать эти события в контексте всего этого пространства, рассматривая и концентрируясь не только на России. Таким образом, фонд начал расти: у нас появилось много проектов, в том числе - исследовательских. Пространство в Лондоне по-прежнему работает, но, в то же время был запущен журнал на английском языке «The Calvert Journal», который пишет о происходящих в современной российской культуре, явлениях. Нужно признать, что регион с точки зрения своей истории и культуры, кстати, очень популярен на Западе. Здесь есть много современных явлений, о которых можно рассказать и показать за рубежом. С другой стороны, эти области не представлены в должной мере на международной арене – в англоязычных СМИ, например. Сочетание потенциала, происходящих событий, людей, которые здесь живут и работают, - интерес на Западе к этой теме очень большой, на самом деле».

Уилл Стронг: «Каждодневная рутина определяет то, как данная нация выглядит, мыслит и чем она интересуется»

НН: В России в последнее время очень часто вспоминают об образе чеховского «маленького человека», который в нашей данности оказался под прессом современной цивилизации, внезапно обрушившейся на него – где-то не успел, где-то проиграл, в чем-то не согласен. Самый первый ответ на эти глубинные противоречия – это ответ искусства. Насколько часто сегодня в фото-работах затрагивается тема маленького, «нагого», чувствительного, может быть, где-то даже ущемленного человека? И существует ли упоминание о нем в контексте данного проекта?

Уилл Стронг: «В ракурсе английской культуры, весь этот проект – он про человека - и с точки зрения фотографов, и с точки зрения тем, которые они выбирают. Я могу провести сравнение с английским понятием «common person» - это человек, который на бумаге ничем не отличается от других, не обладает какими-то особыми способностями, не выделяется. Однако, это человек, который создает эту самую национальную идентификацию – это основная масса людей. Мне, как британцу, достаточно трудно ответить на этот вопрос, так как я не могу  полностью понять философскую концепцию «маленького человека».

Люди, которые изображены на фотографиях и фотографы, которые работают с темой портрета и человека, - это, естественно простые люди, не знаменитости в своем регионе. Даже, если мы посмотрим на проект победителя – он об исторической фигуре – Александре Македонском, но, не о нем самом, а о том, как люди живут здесь и сейчас, как они пытаются осознать и сжиться со своим историческим наследием, а также о том, как они пытаются его представить.

Очень часто фотографы поднимают тему каких-то местных ритуалов, например, обед с семьей. С одной стороны, - это не столь значимо в большом философском контексте, однако, подобные детали позволяют нам узнать, как живет тот или иной народ. Если мы посмотрим на работы Владимира Васильева – это набор портретов людей, которые живут своей обычной жизнью. Но, именно эта каждодневная рутина определяет то, как данная нация выглядит, мыслит и чем она интересуется. С одной стороны – это люди «маленькие», но с другой – те самые, что определяют нации, о которых мы говорим в рамках данного проекта».

Уилл Стронг: «Каждодневная рутина определяет то, как данная нация выглядит, мыслит и чем она интересуется»

Уилл Стронг: «Каждодневная рутина определяет то, как данная нация выглядит, мыслит и чем она интересуется»

О том, что скрывается «между строк», с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ поделилась сотрудница музейно-выставочного центра «РОСФОТО» Надежда Чернякевич: «Мы можем подумать о том, какое значение имеют эти работы для жителя России, потому что премия говорит о так называемом «Новом Востоке», то есть о том, который определен новым постсоветским пространством. Мы, как его часть, как представители, глядя на фотопроект, посвященный другим регионам, другим странам, в том числе, имеющим схожий исторический опыт, и глядя на работы, которые поднимают вопросы идентичности исторической и социальной, можем понять, насколько наше «изнутри» сопоставимо с тем «изнутри», которое представлено авторами серий. И есть ли вообще разница во взглядах, и только ли разница – может быть, что-то общее? Выставка – это, скорее, приглашение взглянуть на самого себя».

Уилл Стронг: «Каждодневная рутина определяет то, как данная нация выглядит, мыслит и чем она интересуется»

Уилл Стронг: «Каждодневная рутина определяет то, как данная нация выглядит, мыслит и чем она интересуется»

В коллекции экспозиции можно встретить фото-работы, связанные с проблемой взаимодействия человеческого фактора и экологии, народной самоидентификации, вхождения человека в мир потребления, путях самоопределения, войны, боли, любви. Диапазон рассматриваемых тем, действительно, широк. Однако, особое внимание обращено на особенности быта, культуры и историческую преемственность регионов: «Определенная тематика, очерченная конкурсом, обозначила требования с акцентом на региональную принадлежность. Эта выставка для нас актуальна как для жителей России, которые тоже относятся к постсоветской территории. У нас есть возможность посмотреть на то, что с нами резонирует. Понятно, что очень многие работы имеют определенный контекст. Например, выставка о Македонии связана с некоторым историческим бэкграундом. Для нас это - приглашение понять, какова была наша история и как она согласуется с нашим настоящим».

Уилл Стронг: «Каждодневная рутина определяет то, как данная нация выглядит, мыслит и чем она интересуется»

Уилл Стронг: «Каждодневная рутина определяет то, как данная нация выглядит, мыслит и чем она интересуется»

Общая идея, провозглашающая наступление нового, неизвестного, но уже ищущего пути взаимодействия, мира, прослеживается во всех сериях: «Это говорит о том, какой мир разный. Насколько разные регионы, которые обобщены идеей «Нового Востока». Мы видим совершенно разные серии, которые репрезентируют разные проблемы и поднимают разные вопросы. Например, автор Зия Гафич и его проект «Босния: Потерянный рай». Зия работает с травмой военного конфликта, свидетелем которого он являлся. Он говорит о том, что если ты видел одну войну, ты видел их все. Многие серии проекта говорят о той меланхолии, которая наступает, что называется, «после». У него она в какой-то степени менее меланхолична, чем у других. Есть в его серии одна фотография, достаточно сильная, как мне кажется, где пара сидит на траве в поле. В ней эта надежда есть, хотя автор рассказывает об очень тяжелой теме».

Уилл Стронг: «Каждодневная рутина определяет то, как данная нация выглядит, мыслит и чем она интересуется»

«В работах можно отыскать ответы не только на какие-то эстетические вопросы, которые поднимает фотография, хотя, их можно увидеть в каждой серии, и внутренние проблемы искусства. Очень важно, что здесь присутствует тот самый социальный контекст, который по-своему фотографами освящен. Для зрителя очень интересно и важно познакомиться с реальностью, о которой говорят авторы фотографий. Нельзя сказать, что эта выставка - о какой-то одной конкретной проблеме. Здесь есть общая идея, на которую каждый фотограф смотрит по-своему».

Уилл Стронг: «Каждодневная рутина определяет то, как данная нация выглядит, мыслит и чем она интересуется»


Выставку можно посетить уже сегодня, 17 февраля.

Экспозиция будет представлена в музейно-выставочном центре «РОСФОТО» до 26 марта.

Автор: Анастасия Борисенко

Новости партнеров: