Город на Неве глазами инженера

17.02.2017 18:54 684
Куратор проекта «Петербург глазами инженера» познакомила нас с инженерным "закулисьем" архитектурных сооружений.

Санкт-Петербург, 17 февраля.

Марина Зубкова - куратор проекта «Петербург глазами инженера», рассказала корреспонденту «НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ» об инженерном подходе к знакомству с архитектурными сооружениями, зарождении идеи проведения экскурсий и некоторых планах на будущее.

НН: Марина, скажите, как и когда возникла идея создания проекта? Что Вас вдохновило?

Марина Зубкова: «Наш проект возник в Москве в 2014 году как "Москва глазами инженера". Тогда заговорили о демонтаже Шуховской башни, и наш идейный вдохновитель Айрат Багаутдинов собрал вокруг себя команду единомышленников с целью донести до широкой аудитории, почему такие объекты являются культурно-историческим наследием и достойны внимания. Так появилась "Москва глазами инженера" со своей яркой философией, где каждая прогулка - это презентация небольшого исследования по истории инженерных технологий и архитектуры.

Нас вдохновляет, что сейчас существует большой пласт аудитории, которой интересно во время экскурсии не узнать нечто "экзотическое" - а глубже понять город, в котором они живут с рождения, увидеть давно знакомые здания под новым углом зрения. Поэтому мы должны держать профессиональную планку - что также само по себе нас вдохновляет. И, конечно, мы очень увлечены историей архитектуры и инженерии, а что может быть лучше, чем рассказывать об этом в таком городе как Петербург».

НН: Такой нестандартный, глубокий взгляд на архитектуру и ее "тело" - уникален и по-своему сложен. Скажите, Ваши экскурсии посещают люди подготовленные и разбирающиеся в инженерном деле, или новичку тоже будет интересно и, что не маловажно, понятно?

Марина Зубкова: «Стремление понять что-то новое естественно для любого человека, а тем более для образованного жителя столицы. А доступно объяснить сложную систему лучше всего может только тот, кто хорошо ее понимает на профессиональном уровне. Ну а формат экскурсии или детского мастер-класса разбавит любую серьезность, сухой академичный язык здесь просто невозможен. С другой стороны, само название нашего проекта уже определенный ценз, к нам придут люди если не подготовленные, то заинтересованные, настроенные слушать и воспринимать.

Кроме того, у любой вещи есть широкий контекст. "Петербург глазами инженера" рассказывает, в первую очередь, об истории технологий и архитектуры, но именно через такие мелочи открывается вид на историю повседневности и историю идей. И Вы можете не читать книги авторов, писавших за сто с лишним лет до вас, но от архитектурных и инженерных сооружений вы не спрячетесь, так как в них живете. Поэтому и важно уметь считывать информацию, которую они в себе заключают. Часто к нам приходят люди, которые хотят под другим углом посмотреть на места, где прошла вся их жизнь, и после экскурсии они признаются, что никогда и не воспринимали тех мелочей, о которых рассказывалось на экскурсии. В такие моменты нам кажется, что мы делаем мир других людей немного ярче». 

НН: Вы помните свою первую экскурсию? Сразу ли аудитория проявила интерес, и где состоялся дебют проекта?

Марина Зубкова: «Первые экскурсии в проекте еще летом провел наш прекрасный Антон Жирнов в формате велоэкскурсий по районам авангардной застройки Петербурга (сейчас этот маршрут также действует, но как автобусный). Слава о "Москве глазами инженера" тогда уже дошла до Петербурга, и неслучайно мы выбрали для первых экскурсий именно авангард. С одной стороны, это излюбленная тема для Москвы, где сохранилось гораздо больше архитектурных памятников конструктивизма, несмотря на варварские сносы. Но и в Петербурге у архитектуры авангарда много почитателей - а вот маршруты по этим объектам водят избранные энтузиасты. Но в Петербурге очень подготовленная публика, и мы сразу поняли, что найдем здесь "своего" слушателя.

Сейчас у нас есть постоянная аудитория, которая, придя к нам один раз, ходит и на другие события. Их интересуют как локации, к выбору которых мы подходим нестандартно, так и наше видение предмета. А есть другие слушатели, которые изначально интересуются скорее темой, нежели тем, как мы ее подаем. Например, у нас есть несколько маршрутов по истории зданий и конструкций эпохи модерна. Но мы понимаем, что тот, кого в модерне интересуют скорее мистические истории из жизни владельцев доходных домов, устраивает себе челлендж, когда идет на нашу экскурсию "Серебряный век русской инженерии". На ней мы разбираемся с инженерной "начинкой" модерновых зданий, без которой пышное убранство с буйством растительного орнамента было бы невозможно. Наверное, потому, что мы любим то, о чем говорим, нашим подходом проникаются, число единомышленников всё прибавляется. А цель понравиться всем мы себе не ставим - потерять индивидуальность значит потерять самое дорогое».

НН: Вы существуете только в Петербурге или в географии проекта есть еще российские города?

Марина Зубкова: «Наш "родитель" - это "Москва глазами инженера", летом прошлого года появился "Петербург глазами инженера", а в январе мы открылись в Казани. Мы будем расти и дальше, ведь в России множество архитектурных и инженерных шедевров, не оцененных должным образом. Конечно, некоторые из них являются федеральными памятниками, а что-то в этот список не попадает и рискует вскоре быть уничтоженным. Как я уже сказала, Москва глазами инженера организовалась, когда нужно было любыми средствами не допустить демонтаж Шуховской башни. Мы внесли свой вклад в общее дело именно рассказами о её инженерной уникальности: на экскурсиях, лекциях, занятиях для детей (в Петербурге сегодня мы строим мост да Винчи, а вот в Москве такой же мастер-класс посвященный Шуховской башне). Мы всегда пользуемся возможностью рассказать о том, что любим, и в будущем хотим только расширять географию».

НН: Немного о том, как проходят сами экскурсии. Вы выступаете в качестве единственного гида или есть еще кто-то в команде проекта?

Марина Зубкова: «Конечно же, я не единственный гид. Сейчас нас четверо, и среди нас есть историк, искусствовед, инженер и реставратор. С одной стороны, у каждого из нас свое первоначальное видение тех объектов, которым мы посвящаем разработанные нами маршруты. С другой, мы дополняем друг друга, благодаря чему каждый наш маршрут отвечает общей концепции и в то же время уникален. В общем, друг в друге мы нашли хорошую точку опоры».

НН: Расскажите о детском курсе «Я у мамы инженер: Строим мост да Винчи». Много ли юных желающих стать инженерами?

Марина Зубкова: «Детские курсы - совершенно особенная для нас тема. Как вы уже поняли, мы ставим себе цель популяризировать достижения российской инженерной школы. А на детских курсах мы хотим дать возможность будущим великим инженерам, если такие вдруг придут к нам, задуматься, уж не их ли это призвание. Инженерия - такое же творчество, как архитектура или живопись. А что может быть ярче, чем инженерное дело для детей? Но мы остаемся верными себе и не стремимся заигрывать и упрощать намеренно: когда всё просто, интерес и эмоциональность как раз пропадают.

Город на Неве глазами инженера

Фотография взята со страницы официальной группы "Петербург глазами инженера" ВКонтакте

Наш курс "Я у мамы инженер: строим мост да Винчи" рассчитан на три занятия для детей 7-9 лет и пять занятий - для 10-13 лет. Он начинается с экскурсии по мостам Петербурга - это теоретическая часть, а затем на оборудовании Фаблаб Политех мы будем строить настоящий трехметровый мост по эскизам Леонардо. Мы пройдем все стадии - от конструирования в компьютерной программе до сооружения готовой конструкции. Это и индивидуальный научный проект, и радость коллективного творчества, и возможность с головой погрузиться в инженерное мышление.

Этот курс существует уже два с половиной года (первые занятия проходили в Москве) и неизменно становится ярким событием для тех, кто к нам приходит. Для нас это один из лучших способов рассказать о том, что это за профессия - инженер-строитель».

НН:  Хочется ли Вам освоить зарубежье (ближайшее или не совсем)?

Марина Зубкова: «Мы не видим преград для трансляции наших идей. Более того, невозможно рассматривать российскую архитектуру и инженерию вне общемирового контекста. По иронии, именно иностранцам интересен наш конструктивизм, промышленная архитектура, инженерные объекты. Сетчатыми конструкциями Владимира Шухова в наши дни вдохновляются архитекторы с мировым именем, а у нас башня на Шаболовке чудом устояла. В Петербурге в 2006 году был демонтирован стадион имени Кирова - архитектурно-инженерный шедевр Александра Никольского, и на его месте построили недавно открывшуюся Зенит-Арену. Конечно, такое могло произойти и в Европе - но это не осталось бы настолько незамеченным. В Петербурге ценят строения, бесспорная красота которых очевидна с первого же взгляда. Но надо смотреть глубже.

Хотим ли мы "Вену..." или "Барселону глазами инженера"? Почему бы и нет, сегодня это технически далеко не так сложно, как кажется на первый взгляд. Но именно сегодня нам гораздо интересней то, что есть в России».


Узнать о  ближайших экскурсиях и подробнее ознакомиться с проектом можно здесь и здесь.

Автор: Анастасия Борисенко

Новости партнеров: